Последние цари израиля. Первые израильские цари саул, давид и соломон Начальный период эпохи царей

История царства израильского и всех царей Израиля начинается с царствования первого царя – Саула, это требование народа было не по сердцу Бога, так как они отвергли правление Господа над собой. Как говориться в книге Царств, первый царь недолго оставался верным божьим слугой и слугой народа Израиля. Он не выполнял приказов Господа, а потому был лишен покровительства Господнего и его ласки. Правление первого царя Саула закончилось тем, что в очередной войне с филистимлянами сын Саула погиб, погиб и сам первый царь Израиля.

Господь Бог повелел Самуилу помазать на царское достоинство молодого пастуха Давида, который в то время пас стада своего отца. После того, как Давид победил в бою великана Голиафа в схватке, которая и предрешила исход сражения между израильским войском и филистимлянами, популярность молодого Давида резко возрастает среди народа израильского. Саул боится,
что Давид, воспользовавшись правом победителя, сместит его с царского престола, и воздвиг преследования на Давида, но Бог Израиля был с ним и его царство продолжалось 40 лет. Давид сделал столицей государства город Иерусалим. Он расширяет город, строит новые кварталы и улицы. Давид планирует возвести Храм. Планы Давида по строительству Храма были воплощены в дальнейшем одним из царей Израиля – Соломоном, сыном и преемником Давида. Соломон вошел в историю Израиля как самый мудрый и богатый царь, он стал создателем Иерусалимского храма. Времена правления Соломона – 40 лет, стали лучшим временем Израиля.

Царей Израиля в дальнейшей истории страны было много. Но, период расцвета Израиля и его золотой век пришлись на то время, когда цари Израиля Давид и Соломон правили царством. После смерти Соломона единое государство Израиль перестало существовать. С тех пор цари Израиля правили двумя государствами, в каждом из которых был свой Царь. Правящие династии стали меняться одна за другой в ходе государственных переворотов. Два колена остались верными престолу Давида и сыну и его, а 10 колен образовали другое государство на севере Израиля. В 722 г. до Р/Х. десять колен были пленены, Ассирией и уведены в рабство, после чего их судьба неизвестна. Царство южное - Иудейское, существовало больше 300 лет, и в 606 г. было завоевано Навуходоносором. Всех его жителей переселили в Вавилон, а по пророчеству, в 536 году, Персидский царь Кир издал указ о возвращении Израиля и восстановлении храма, что бюло совершено спустя 70 лет после разрушения – в 516 г. до Р/Х.

Иудейские цари представляли одну династию Давида
Ровоам (932-915) - 17 лет, плохой. Женой имел Мааху, дочь Авесалома. Египетский Сусаким захватил Иерусалим и ограбил богатство его отца Соломона.
Авиа (915-913) - 3 года, плохой. Женою имел Ану, сестру матери своей, дочь Авессалома.
Аса (913-872) - 41 год, хороший. Вёл блгочестивую жизнь, искоренил идолопоклонство, за что и мать свою Ану лишил звания царицы.
Иосафат (872-850) - 25 лет хороший. Учил народ закону Божию и имел большое войско.
Иорам (850-843) - 8 лет, плохой. Имел женою Гофолию, вероятно по её научению убил всех братьев своих. Умер от жестокой болезни.
Охозия (843) - 1 год, плохой. Назван вероятно в честь сводного брата своей матери Гофолии, сына Ахавова. Был убит во время посещения Иорама в Изрееле.
Гофолия (843-837) - 6 лет, плохая, дочь либо внучка Амврия, названа также дочерью Ахава и Иезавели. По смерти сына своего Охозии умертвила всех своих потомков. Была убита в заговоре священника Иодая.
Иоас (843-803) - 40 лет, хороший, был скрываем 6 лет от Гофолии его тёткой Иосавефой. В 7 лет воцарился, под руководством Иодая очистил Иудею от идолов. По смерти Иодая уклонился в идолопклонство и убил сына его Захарию. Умер от заговора.
Амасия (803-775) - 29 лет, начинал не плохо, доколе после победы над Идумеями в долине соляной принёс в Иерусалим их идолов и стал поклоняться им. Иоас Израильский разрушил и ограбил Иерусалим и покалечил Амасию. Умер Амасия от заговора.
Озия (775-735) - 52 года, хороший. Имя Озия было обиходным именем а его тронное имя Азария (энциклопедия Бракгауза). Первые годы он царствовал с отцом Амасией,последние годы жизни возгордился и был прокажённым, а на престоле был его сын Иоафам.
Иоафам (749-734) - 16 лет, хороший. Практически был соправителем со своим отцем Озией.
Ахаз (741-726) - 16 лет, плохой. В начале был соправителем с Иоафамом, изменил жертвенник по образцу Дамасского.
Езекия (726-697) - 29 лет, хороший. На четвёртом году его правления в 722 году пало северное царство Израиля. На 14 году Сеннахирим пошёл на всю землю Иудейскую, Бог даровал чудное избавление от царя Асирийского и чудное выздоровление от болезни со знамением.
Манассия (697-642) - 50 лет, плохой. Ради его нечестия Бог не захотел простить Иуду. По преданию он перепилил пророка Исаию.
Аммон (642-640) - 2 года, плохой. Убит в заговоре.
Иосия (639-608) - 31 год, хороший. В 8 лет стал царём, производил благочестивые реформы в народе. Убит фараоном Нехао.
Иоахаз (608) - 3 месяца, плохой. Уведён в плен фараоном.
Иоаким (608-597) - 11 лет, плохой.
Елиаким, поставлен фараоном вместо брата своего Иоахаза. Вначале фараону а через 3 года, после завоевания Навуходоносором, Вавилону платил дань.
Иехония (597) - 3 месяца, плохой. Вышел к Навуходоносору и отведён был в Вавилон, где прожил 37 лет. Был выведен из темницы и до дня смерти получал содержание от царя.
Седекия (Матфания) 597-586) - 11 лет, плохой. (Матфания), дядя Иехонии, был отведён в Вавилон где над ним произвели суд. Иерусалим и храм были разрушены и 70 лет оставались в развалинах.
Годолия, последний правитель Иудеи, поставленный царём Вавилонским, правил 2 месяца и был убит, он не был из царского рода Давида
По смерти Соломона царство разделилось, десять колен составили северное царство называемое "Израильским"; Иуда и Вениамин составили южное царство, называемое "Иудейским".

Израильские 19 царей составляли 9 различных династий
Иеровоам (932-911) - 22 года, плохой. Основатель Северного независимого от Иуды. Иеровоам, как евреи по пути из Египта ввел в стране египетское идолопоклонство тельцу. Вероятно в помять о работах в медных рудниках, где часто после затухшей свечи выход зависел от чутья на свежую струю волов, которые тянули тяжести. Все 19 царей поклонялись тельцу.
Нават (911-910) - 2 года, плохой. Ходил путями отца своего, убит Ваасой, со всем домом Иеровоама.
Вааса (910-887) - 24 года, плохой. Сделал заговор против Навата, воевал с Иудейским царством.
Ила (887-886) - 2 года, плохой. Был развратником, убит в пьяном состоянии Замврием, который истрабил весь дом Илы.
Зимврий (Ииуй) (886) - 7 дней, плохой. Сгорел в огне.
Амврий (886-875) - 12 лет, плохой. При нём Израиль стал поступать хуже окружающих народов.
Ахав (875-854) - 22 года, плохой. Взял в жёны дочь жреца Сидонского Ефваала, которая истребила пророков Господних и ввела в Израиле поклонение Ваалу и Астарте, которое было искорененно пророками Ильей, Елисеем и Иуем.
Охозия (855-854) - 2 года, плохой. Ходил путями матери своей, при загадочных обстоятельствах упал через решётку дома и скончался.
Иорам (854-843) - 12 лет, плохой. Убит военочальником Ииуем.
Ииуй (843-816) - 28 лет, плохой. Начальник телохранителей Ахава, истребил весь дом его и поклонение ваалу.
Иоахаз (820-804) - 17 лет, плохой. Ходил путями отца своего Ииуя.
Иоас (806-790) - 16 лет, плохой. Воевал и разрушил стены Иерусалима.
Иеровоам 2 (790-749) - 41 год, плохой.
Захария(748) - 6 месяцев, плохой. Публично убит Селлумом.
Селлум (748) - 1 месяц, плохой. Убит Менаимом, из Фирцы.
Менаим (748-738) - 10 лет, плохой. Откупился от Фула, царя Ассирийского.
Факия (738-736) - 2 года, плохой.
Факей (736-730) ~ 20 лет, плохой. В 734 г. до Р.Х. Феглаффелласар увел в плен северный и восточный Израиль.
Осия (730-721) - 9 лет, плохой. Царь Ассирийский Салманасар обложил его данью, по смерти его в 721 г. до Р.Х. Самария и остаток Израиля были взяты и уведены в плен Саргоном в 722 г.

Пленение и возвращения из Вавилона Израиля
Вавилонское пленение Иуды произошло в три этапа:
1) В 606 г. до Р.Х.
2) В 597 г. до Р.Х.
3) В 586 г. до Р.Х.
Вавилонский плен продолжался 70 лет, от 606-536 до Р.Х.
В 516г. спустя 70 лет от разрушения и сожжения храма в 586 г. он был восстановлен.
Возвращение Израиля было в три этапа:
1) от указа Кира в 538-536 году;
2) при Артарксерксе Первом и священнике Ездре в 458;
3) на 20 году правления Артарксеркса I, с виночерпием Неемией в 445.
Что стало началом времени отчисления определенного Израилю в 69 седмин до смерти Христа: «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос» (Дан.9:26)
В IVв. завоевание Греческой империи А. Македонского
В III -IIв. Макковейские войны с царями Сирии
В Iв. до Р.Хр. Становление Римской империи, завоевание Помпея (63г. до Р. Хр.)
37-4 гг. до Р/Х. царство Ирода Идумея, который истребил царственный род Хасмонеев. Чтобы придать своей династии царственные связи семьи Хасмонеев, Ирод женился на внучке первосвященника Гиркана II Мариамне, которую в последствии с двумя сыновьями и её матерью приказал казнить.

Основная статья: Правители Древнего Израиля и Иудеи На этой странице приведен список царей, которые, согласно Библии, правили в Иудейском царстве в 922 586 гг. до н. э. Царствующая династия была одна потомков царя Давида. В… … Википедия

Царь (от цьсарь, цѣсарь, лат. caesar, греч. kαῖσαρ) один из славянских титулов монарха, обычно ассоциирующийся с высшим достоинством императора. В иносказательной речи для обозначения первенства, доминирования: «лев царь зверей». Содержание 1… … Википедия

ЦАРИ ИУДЕИ И ИЗРАИЛЯ (ЕФРЕМА) - И з р а и л ь И у д е я Иеровоам I 931–910 Ровоам 931–913 Надав 910–909 Авия 913–911 Вааса 909–886 Аса 911–870 Ила 886–885 Иосафат 870–848 Амврий 885–874 Иорам 848–841 Ахав 874–853 Охозия 841 Охозия 853–852 Гофолия 841–835 Иорам … … Библиологический словарь

В Википедии есть статьи о других людях с именем Осия (значения). Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Осия (ивр … Википедия

Давид דָּוִד Педро Берругете, Давид, XV в … Википедия

Охозия ивр. אֲחַזְיָהוּ הַמֶלֶך ‎ … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Захария. Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Захария (ивр … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иоас. Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Иоас (ивр … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иорам. Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Иорам (… Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иоахаз. Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год) Иоахаз (ивр. יְהו … Википедия

Книги

  • Цари и Пророки. Новейшие переводы Ветхого Завета. Комплект в 2-х книгах: Вожди и Цари Израиля. Пророки Израиля (количество томов: 2) , Десницкий Андрей Сергеевич. В комплект вошли две книги: "Вожди и цари Израиля" В книгах Ветхого Завета, представленных в настоящем издании, рассказывается история древних израильтян: от родового общества к монархии и…
  • Вожди и Цари Израиля , Андрей Десницкий. В этой книге собраны переводы большей части исторических книг Ветхого Завета, выполненные известным российским библеистом Андреем Десницким. В этих книгах рассказана история древних…

Так случилось, что крохотный в масштабах планеты участок земли на Ближнем Востоке – Ханаан (или «Страна Пурпура»), лежащий между средиземноморским побережьем, излучиной реки Евфрат и рекой Иордан, сыграл беспрецедентную роль в судьбах всего человечества. Территорию эту, согласно библейским источникам, Бог отдал иудейскому народу, который ее завоевал и разделил между своими племенами. После ухода из жизни возглавлявшего завоевание Ханаана Иисуса Навина один лишь Господь руководил своим избранным народом через доблестных вождей и старейшин, которых евреи называли судьями. Среди наиболее выдающихся судей, вдохновленных Всевышним:

Пророчица Дебора – четвертая израильская судья,

Отважный воин Гедеон – пятый израильский судья,

Знаменитый герой Самсон, происходивший из колена Дана и славившийся чудесной силой, хранящейся в его длинных волосах;

Первосвященник Самуил – последний израильский судья.

Период судей длился приблизительно триста пятьдесят лет, царей у евреев в это время не существовало, наивысшей считалась власть духовная. Но наступил момент, когда народ посчитал, что лидеры военные куда полезнее для него, чем священники: слишком велико было давление со стороны филистимлян и других соседних государств, а необходимость выживать диктовала свои условия.

Надо отметить, что идея о царях Израиля судье Самуилу, к которому обратились евреи, очень не понравилась, ведь она нарушала сложившиеся традиции. Пророк задал вопрос Создателю и получил ответ, смысл которого сводился к повелению прислушаться к желанию народа, но подробно объяснить евреям права светского властелина и обязанности подданных. Однако народ в своем требовании упорствовал, и Господь указал Самуилу на того, кого следовало помазать на царство.

Начальный период эпохи царей

Ученые подразделяют время монархии на Святой Земле на 2 периода: время единого Израильского царства – начало монархической эпохи, продлившееся до смерти царя Соломона, и период 2-ух обособленных иудейских царств, существовавших бок о бок около 250 лет.

Царь Шауль

У современных исследователей нет обычных источников, которые помогают историкам и археологам восстанавливать действительные моменты правления монархов:

Текстов указов,

Летописных свидетельств окружающих стран.

Ничего из вышеперечисленного, относящегося к годам нахождения на троне царя Шауля (или в европейской транскрипции – Саула) не сохранилось. В результате, мы можем опираться лишь на библейские тексты, и первый царь Израиля до сих пор остается для нас лишь ветхозаветным персонажем, ведь реальность его, как лица исторического, пока не доказана.

Итак, первая из 4-ех Книг Царств рассказывает нам о замечательном воине и человеке выдающейся красоты — Сауле из племени Вениамина (самом малочисленном и младшим из всех колен Израилевых, но и самом среди них воинственном). Это его, Шауля избрал на царство Бог, его первосвященник Самуил помазал сначала тайно, а затем представил народу, который избрал помазанника уже по своему решению.

В первые годы царствования Саул проявлял себя послушным Господу и достойным правителем. Он снискал любовь евреев победами над врагами, он отличался простотой в обращении и отказывался от подобающих его сану почестей. Шауль положил начало Израильскому царству, как единой государственной структуре, объединяющей все иудейские племена. Этот угодный Всевышнему правитель создал регулярную армию евреев и принес народу внушительные военные победы.

Образцовая вера и повиновение Богу еврейского царя, которые проявлялись в первый период его царствования, сменились нарастающим напряжением между Саулом и пророком Самуилом. Первосвященник упрекал царя в отступлении от Божьих повелений и даже в оскорблении Господа, он предрек правителю недолговечность царствования и гибель потомства.

Знаменитый царь Давид

Юного пастуха Давида из племени Иуды также помазал на царство Самуил, и произошло это, как и в прошлый раз, тайно, и, как и в прошлый раз, нового претендента на престол указал пророку Господь. Фактическим правителем и вторым царем Израиля Давиду предстояло стать не сразу. Но зато это один из самых интересных и ярких персонажей Библии, почитаемый и исламом, и христианством, и иудаизмом – всеми тремя мировыми религиями. Вся пронизана памятью об этом царе-воине и герое, его деяния изучаются в школах, а «Щит Давида» в форме магической шестиконечной звезды, образованной 2-мя равносторонними треугольниками, издавна служивший эмблемой иудаизма, через века перенесся на современного Государства Израиль.

Второй израильский царь основал целую династию иудейских монархов, правящих почти до самого конца политического существования евреев. А начиналось все со службы молодого Давида в войске царя Саула. Прославился будущий царь после случая с Голиафом. Потомок великанов филистимлянин Голиаф отличался гигантским ростом и огромной физической силой. Юноша Давид и воин Голиаф должны были своим поединком решить исход всей битвы между филистимлянами и племенами иудеев. Голиаф, одетый в броню и вооруженный тяжелым копьем, даже оскорбился, увидев практически безоружного «мальчика» без доспехов. Единоборство доказало, что одна только сила — «погоды» не сделает. Давид поразил именитого воина пущенным из пращи камнем, а затем отрубил поверженному Голиафу голову его же мечом.

Популярность Давида в народе росла, вызывая все большую зависть у правящего царя. Саул неоднократно пытался убить соперника, вынудил Давида бежать, тот довольно долго скрывался от преследований правителя и жил в пещерах.

Войны с филистимлянами тем временем продолжались, в одном из сражений покончил с собой израненный царь Саул, бросившись на собственный меч. В Хевроне племя Иуды провозгласило Давида царем, другими коленами Израиля стал править Иевосфей – сын Саула. Если первый царь израильтян объединил еврейские племена лишь на период военных действий, то Давид мечтал навсегда прекратить их междоусобную вражду и создать одно еврейское государство. После гибели Иевосфея, убитого одним из его же военачальников, все Израилевы колена попросили Давида стать их вождем, теперь его официально помазали на царство. Поняв, что вместо Хеврона, принадлежавшего людям племени Иуды, необходима нейтральная столица государства, Давид выбрал населенный пункт Иевус и начал строить великий Град Давида, тот самый Иерусалим, который весь мир знает и сегодня.

Олицетворением единства всей нации стал Золотой Иерушалаим, в который перенесли Ковчег Завета. Но только третьему царю Израиля даровал Бог почетную миссию строительства Иерусалимского Храма. Так Всевышний наказал Давида за серьезный моральный проступок: совращение красавицы Вирсавии, супруги воина армии царя Урии Хеттеянина, и последующее сознательное убийство Урии. Господь наслал за этот грех множество бед на семью царя, но все же правил Давид в государстве 40 лет, а одному из сыновей Давида и Вирсавии, ставшей теперь царицей, суждено было унаследовать израильский трон.

Мудрейший царь Соломон

«Золотой век» пришел к народу Израильскому с вступлением на престол сына Давида – Соломона. На иврите имя царя звучит как «Шломо» и происходит от корня слов: «цельный», «совершенный», «мир». Этот легендарный правитель 40 лет возглавлял Израильское царство во времена его наивысшего процветания. Главное иудейское святилище – Иерусалимский Храм возвели в правление Соломона.

По Библии 700 жен и плюс еще 300 наложниц было у любвеобильного царя. Однако, на самом деле, причиной такого количества жен являлась политическая мудрость правителя, превращавшего супружеские узы в средство установления дружеских отношений с соседними государствами. Например, первой женой Соломона стала дочка египетского фараона, и 500-летняя вражда между египтянами и евреями мирно завершилась.

Строительство Храма и роскошного царского дворца превысило возможности государственной казны, к тому же большой грех совершил и этот царь: одна из его жен-чужестранок уговорила царственного супруга поклоняться языческим божествам своей веры и построить посвященный им жертвенник. Так что, хотя время правления Соломона характеризовалось спокойствием для народа, но грядущие лишения евреев вызвал именно поступок царя, разгневавший Создателя.

Едва последовала смерть Соломона, как единое государство потрясло восстание, и в 928 году до нынешней эпохи оно распалось на 2 отдельных царства: Иудею и Израиль. Дальнейшую историю ученые рассматривают уже с учетом существования не объединенного государства, а обособленных царств.

Монархия эпохи двух царств

Вот уж, правда, природа отдыхает на потомстве! Эту пословицу с успехом продемонстрировал своими деяниями четвертый царь Израиля – сын Соломона Ровоам. Заносчивый человек и неопытный правитель Ровоам любовью народа не пользовался. В ходе восстания на его стороне остались только часть колена Вениамина и племя Иуды. Получилось, что новый правитель целого государства оказался после раскола первым властителем царства Иудейского. Разъединение явилось, как утверждают библейские тексты, следствием грехов Соломона – отступление от для иудеев никогда хорошо не заканчивалось.

Все израильские цари, о которых мы рассказываем, считаются библейскими персонажами, никаких иных доказательств их жизни, кроме упоминаний в священных текстах Торы, у современных исследователей не имеется.

Израильское царство

Раскол единого государства неизбежно привел к его ослаблению, чем, конечно же, воспользовались соседние страны. Северное Израильское царство вскормило в своих пределах новый культ – поклонение золотому тельцу и, как следствие:

Идолопоклонство,

Суеверие,

Полное падение нравственности.

Политические перевороты и внутренние смуты – такова вся дальнейшая история царства. И правители данной страны гибли один за другим. Первым здешним царем десять израильских колен избрали Иеровоама, отказавшись после раскола объединенного еврейского государства хранить верность Дому Давидову и законному наследнику Ровоаму.

Не прошло и 2-ух веков, как на престоле воцарился последний царь Израиля – Осия, правивший 9 лет, вплоть до полного уничтожения царства. Сильное воинство Ассирии под предводительством царя Саргона в 722 году до нашей эпохи разгромило столицу Израиля Самарию, а местных жителей победители пересели в Мидию. Среди других восточных народов региона евреи Израильского царства затерялись, и десять из 12-ти колен Израилевых бесследно исчезли, остались лишь предания о пропавших потомках 10-ти иудейских племен. Считается, что перед самым приходом Мессии они вновь появятся на Земле Обетованной, и еврейский народ обретет утерянное единство.

Иудейское царство

До разрушения Храма Соломона — Первого Иерусалимского Храма — в 586 году до новых времен прошел 341 год. Жители Иудеи продолжали исповедовать истинную религию, закон Моисея по-прежнему был для них мерилом верности Богу, а Иерусалимский Храм предохранял от разлагающих нравственность внешних влияний. Наверное, поэтому Иудейское царство дольше, чем Израильское, оставалось независимым, хотя его также настигло бедствие: армия Вавилона завоевала государство, погубила храм, увела население на чужбину. Так началось Вавилонское пленение – отдельный период еврейской истории.

Но все-таки есть разница между вавилонским и ассирийским пленением: последнее тотально уничтожило 10 колен Израилевых, а первое не только не истребило евреев, но послужило стартовой точкой для подготовки мира языческого к христианству, то есть распространения монотеизма по всей планете.

В наши дни христианские почитаются наравне с иудейскими святынями, евреи заново выучили , а Государство Израиль, собравшее на Земле Обетованной в 20-ом веке рассеянный по странам мира народ, приняло , в котором поется о прежних страданиях и о надеждах евреев, только-только начавших воплощаться в жизнь.

Ключевые слова конспекта: Израиль, Иудея, патриархи, пророки, цари иудейские, царство Израильское, Авраам, Сарра, Исаак, Моисей, Давид, Соломон.

Авраам, Сарра и Исаак

Авраам - в Пятикнижии родоначальник еврейского народа, первый из трех патриархов. Считается также родоначальником арабов и арамеев. Авраам рассматривается в еврейской традиции не только как родоначальник еврейского народа, но и как основоположник иудаиетического монотеизма. Послебиблейская традиция приписывает ему открытие существования единого Бога, творца земли и неба и владыки мира.

Потомок Евера (Эвера), правнука Сима, первого сына Ноя. Первоначальное имя его было Аврам , он родился в халдейском городе Ур в Южной Месопотамии. Там он женился на Сарайе, которой позже Бог дал имя Сарра . Живя среди языческого мира, Авраам стал проповедовать веру в Единого Бога.

Аврам на 75-м году жизни оставил родину и в сопровождении жены и племянника Лота переправился через Евфрат на территорию . От этого пошло его прозвище Аврам-ха-иври - «прибывший с той стороны реки». Неподалеку от Шхема Бог снова явился Авраму и обещал отдать весь Ханаан его потомкам. Затем он обещал ему сделать его потомство бесчисленным, «как песок земной». Обещание было скреплено союзом (заветом ). Но, тем не менее, у Авраама долго не было детей. В библейских сказаниях об Аврааме содержится много сюжетов, ставших основой многих художественных произведений. Это и похищения жены Сарры, и изгнание Агари - наложницы, родившей первенца Авраама Исмаила - после рождения его женой Саррой сына Исаака ; но особенной популярностью пользовалась история о жертвоприношении Исаака , которое должен был совершить отец по приказу Бога; но в последний момент ангел отвел его руку, наказав вместо жертвы первенца делать ему обрезание в знак того, что потомки Авраама помнят завет.

В библейском повествовании ярко выражена беспримерная верность и преданность Авраама только Богу. Несмотря на все испытания он беспрекословно выполняет приказания Иеговы. Смерть постигла Авраама в возрасте 175 лет , и он был погребен Исааком и Исмаилом в пещере Махпела в Хевроне рядом с могилой Сарры.

Моисей

Моисей (евр. Моше) - один из величайших пророков Библии, который вывел израильтян из египетского рабства; на горе Синай Иегова сообщил ему свой Завет : условия, при соблюдении которых он будет покровительствовать народу Израиля. Моисей считается основателем религиозной системы .

Единственным источником информации о Моисее служит только библейский текст. Одни исследователи считают, что его имя египетского происхождения, означает «дитя». В переводе с древнееврейского это «вынутый из воды». В Ветхом Завете есть сюжет о том, как египетская принцесса нашла его в корзине, плывущей по Нилу, и воспитала. Вступившись за соплеменника, он убил надсмотрщика и бежал из страны в пустыню, но должен был вернуться, чтобы выполнить приказ Бога вывести израильтян из египетского пленения . После страданий, которые постигли жителей Египта, и чудес, творимых Богом, чтобы проложить дорогу своему народу к свободе, Моисей выполнил его волю. После получения скрижалей Завета сорок лет бродили израильтяне по пустыне. Но народ Моисеев с трудом принимал новую для них веру, они роптали и возвращались к старым привычный культам. Моисею не удалось дожить до вступления в Землю обетованную, сделал это новый вождь Иисус Навин .

Давид (около 1043 - около 973 до н. э.)

Давид — второй царь всех племен Израиля. Он был младшим сыном Иессея из селении Вифлеем в Иудее. Юношей Давид прославился, одолев филистимлянина Голиафа . Причем развитие библейского сюжета этой битвы очень напоминает фольклорные мотивы. Никто не хотел сражаться с великаном, тогда царь обещал храбрецу дочь и полцарства в придачу. Давид, привезший своим братьям хлеб, вызвался участвовать в поединке. Его высмеяли старшие братья. Но царь разрешил ему принять вызов. Так как Давид победил, то он женился на дочери царя Саула Мелхоле. Его победы в войнах с филистимлянами привели к большой популярности у народа. Но Саул возненавидел Давида, и тот бежал к филистимлянам. После гибели Саула в битве Давид провозгласил себя царем родного племени (колена) Иуды. После междоусобной борьбы уничтожившей всех соперников Давида, он стал царем всех колен Израиля. После этого он одолел филистимлян, сделал Иерусалим , отвоеванный у иевусеев, столицей Израиля .

Давид умер в возрасте 70 лет после тридцати трех лет царствования в Иерусалиме над всем Израилем. Он основал династию, царствовавшую на протяжении почти 500 лет , до времен Зоровавеля , который около 538 до н.э. возглавил возвращение израильтян в Палестину .

Соломон (правил около 973 - около 933 до н.э.)

Соломон - сын Давида от Вирсавии и последний царь единого Израильского царства. При жизни Давида двое из его сыновей, Авессалом и Адония, посягали на трон, но безуспешно. Вирсавия, при поддержке пророка Нафана , убедила Давида объявить наследником престола Соломона и принародно помазать его на царство Израильское. Его тронное имя Соломон переводится как «мир», его царствование действительно было мирным, хотя и началось с казни его брата Адонии и других потенциальных соперников.

Соломон начал царствовать в 20-летнем возрасте. Укрепив Иерусалим и ряд других городов, он особенно усилил политическое могущество своего царства; заключив торговые соглашения с соседними государствами, а также построив торговый флот в Ецион-Гавере и направив корабли в отдаленные страны. Он укрепил его экономически, но разделив страну на области, которыми управляли его наместники; а также упорядочил его административную систему. Давид воздвиг Иерусалимский храм , хранилище . А также поддерживал тесный союз с Египтом и Финикией. Главной женой Соломона была египетская принцесса. Более того, в качестве приданого фараон дал завоеванный им город филистимлян Газер. снабжал Соломона не только искусными ремесленниками, но и строевым лесом, кораблями и моряками для флота. Чтобы расплатиться за эту помощь, Соломону пришлось уступить Тиру большую часть Галилеи.

К концу правления Соломона большинство израильтян, недовольных непосильным бременем, возложенным на них ради осуществления этих проектов, а также обязанностью содержать Храм и жрецов, было настроено против династии Давида. Сразу после смерти Соломона десять северных колен восстали под предводительством Иеровоама.

В результате они основали новое царство Израиля . Доставшееся сыну Соломона Ровоаму небольшое Иудейское царство было завоевано Египтом, а храм был разграблен.

Это конспект по теме «Израиль и Иудея. Пророки и цари» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

Цари Израиля и Иудеи: от Ровоама до вавилонского пленения

Сразу после смерти Соломона государство раскололось на две части - Северное царство (Израиль) и Южное царство (Иудея). Иеровоаму, слуге Соломона (3 Цар. 11:26), ставшему царем Иеровоамом I в Израиле, досталось десять колен, а сыну Соломона Ровоаму - только одно, Иудино (3 Цар. 11:30–32). За уменьшением первоначальных двенадцати колен до одиннадцати скрывается запутанная историческая ситуация. Иудея к этому времени поглотила колено Симеона. Левий не учитывается, поскольку не имел никакой территории. С другой стороны, Иосиф довольно рано образовал на севере два колена - Ефрема и Манассии. Вениамин, по–видимому, разделился в соответствии со своими родственными привязанностями; часть его колена принадлежала Иудее, часть отошла к северу, хотя в 3 Цар. 12:21 он фактически причисляется к Иудее. Все это плохо согласуется с цифрами в 3 Цар. 11:31-32. Поэтому «двенадцать частей» Израиля в пророческом акте Ахии, возможно, указывают на некий идеал. Во всяком случае, раздел Израиля после смерти Соломона на две отнюдь не равные части быстро стал реальностью, и такое положение уже никогда не будет изменено.

Отчасти это произошло из–за внутренних разногласий в Израиле, о которых мы уже говорили, обсуждая эпоху судей, отчасти - по причине огромных перемен, вызванных превращением Израиля в могущественное централизованное царство. Вопрос Иеровоама к своим соотечественникам: «Какая нам часть в Давиде?» (3 Цар. 12:16) - основывался на старом представлении о децентрализованном Израиле и к тому же играл на враждебных чувствах северян к иудейскому правлению. Поскольку царь в Иерусалиме (тогда это был Ровоам) контролировал Храм - важнейший символ, связывавший израильтян с их прошлым, Иеровоаму пришлось устроить собственные места для поклонения Богу в Вефиле и Дане (3 Цар. 12:26–29). Эти места по–своему навевали воспоминания о прошлом Израиля, особенно Вефиль, который ассоциировался с патриархами (Быт. 28:17; 31:13).

Результатом Соломонова правления, которое к концу уже нельзя было назвать «мудрым», явилось то, что некогда могущественное царство превратилось в два сравнительно слабых и незначительных. Отныне Израиль и Иудея заняли свое место в ряду прочих мелких государств своего времени, вроде Сирии, и их история - это история переменных успехов и неудач в отношениях с этими государствами. Израиль и Сирия часто воевали (3 Цар. 20), как воевали и две части бывшего единого царства (3 Цар. 15:32), хотя при случае они могли выступать сообща (3 Цар. 22; 4 Цар. 3). Ровоам очень скоро почувствовал свою уязвимость, когда в его страну вторгся фараон Сусаким (Шешонк I; 3 Цар. 14:25–28). Имеются независимые исторические подтверждения этому событию в виде надписи с именем фараона, обнаруженной в Мегиддо, и рельефа в Храме Амона в Фивах, на котором перечислены палестинские города.

Северному царству какое–то время еще удавалось сохранять контроль над некоторыми из своих соседей, например, Моавом. Царь Амврий, отец более известного Ахава, основал единственную династию, которую знало Северное царство, и сделал Самарию его столицей. Относительное могущество этого царства в начале IX века до н. э. засвидетельствовано на знаменитом Моавитском камне, в надписи, оставленной Месой, царем моавитян, где он вспоминает покорение своей страны Амврием. Однако далее Меса прославляет свой бунт против Иорама, сына Ахава, который произошел в том же столетии чуть позднее, о чем рассказано в 4 Цар. 3:4-5. Последовавшая за этим война Иорама против Моава (4 Цар. 3), в которой ему помогал Иосафат, царь Иудеи, была успешной лишь в какой–то мере и омрачилась моральным поражением. Таким образом, девятое столетие было столетием капризов судьбы.

Следующее столетие начинается долгим периодом мира и процветания для обоих царств, возглавляемых Иеровоамом II на севере (793–753 гг. до н. э.) и Озией (Азарией) на юге (791–740 гг. до н. э.). Ввиду относительной слабости Сирии, а также во исполнение пророчества Ионы (4 Цар. 14:25), Иеровоаму удалось отвоевать утраченную прежде территорию.

Но это был период затишья перед бурей, ибо во второй половине столетия ассирийский царь Феглаффелласар III (Тиглатпаласар) начал завоевания в этом регионе, завершившиеся новым подъемом Ассирийской империи. В 722 г. Самария была взята Салманасаром V, Северное царство перестало существовать, а его народ был расселен по всем концам империи, чтобы никогда не вернуться назад (4 Цар. 17:3–6; 24–28). В 701 г. до н. э. царь Сеннахирим (Синахериб) разорил большую часть Иудеи (4 Цар. 18:13). Раскопки в Лахисе, наряду с рельефами, найденными во дворце Сеннахирима в Ниневии, свидетельствуют об осаде и взятии этого важного аванпоста на южной границе Иудеи. Благодаря божественному вмешательству, против Сеннахирима устоял только Иерусалим (4 Цар. 19:35-37). Другая версия этой истории имеется в анналах Сеннахирима, где он похваляется тем, что «запер Езекию, как птицу в клетке». Как ни странно, это подтверждает библейский рассказ, ибо как нельзя лучше передает тот факт, что Сеннахирим сумел только осадить город, но не взять его. Тем не менее впредь Иудея будет не более чем вассальным государством. Когда Ассирия пала под натиском Вавилона - новой грозной силы, объявившейся в регионе, - это было зловещим предзнаменованием для иудеев, пленение которых последовало в 597 и 586 годах.

Эпоха царств изображается в книгах Царств и Паралипоменон как эпоха великих ошибок. В отделении Иеровоама от Иерусалима усматривают прежде всего шаг к идолопоклонству, отказ от завета с Яхве и источник непрерывных прегрешений царей Севера (3 Цар. 12:28-33; ср. 16:26). Книги Паралипоменон просто пренебрегают историей Северного царства, указывая тем самым на незаконность его существования как отдельного царства.

Из книги Как возникла Библия [с иллюстрациями] автора Автор неизвестен

Из книги Как появилась Библия автора Эдель Конрад

* Время Вавилонского пленения 586-536 г. до Р. X. Во время своего пребывания в Вавилонском плену, пророк Даниил, несомненно, располагал книгами Моисея и другими Писаниями. В одном месте он упоминает лежавшую перед ним книгу Иеремии (Даниил 9:2). Пример, показывающий, что пророки

Из книги Как возникла Библия автора Религиоведение Автор неизвестен -

Дальнейшая история Израиля до вавилонского плена Книга ИИСУСА НАВИНА описывает вхождение Израиля в обетованную чудесную Ханаанскую страну под предводительством преемника Моисея Иисуса Навина. После смерти Моисея Бог вдохновил этого нового вождя народа, и Иисус Навин

Из книги Происхождение христианства автора Каутский Карл

Глава 2. Иудейство после вавилонского пленения 1. Вавилонское пленениеКазалось, что после разрушения Иерусалима Иудею постигнет такая же судьба, как и десять колен Израиля после разрушения Самарии, но та самая причина, которая вычеркнула Израиль из страниц истории,

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

Цари Израиля и Иудеи: Саул, Давид и Соломон Следующей эпохой в истории Израиля после судей была эпоха царей. Это было время самых блестящих достижений Израиля и его самых тяжелых унижений. Этот период продолжался примерно с 1050 г. до н.э., когда воцарился Саул, до 586 г., когда

Из книги Библейская археология автора Райт Джордж Эрнест

Цари Израиля и Иудеи: религия Рассказ о религии этого периода сосредоточен на богопочитании и идолопоклонстве. Строительство Храма Соломоном не гарантировало правильности богопочитания, и совершенно ясно, что под давлением окружающего мира израильтяне - как северные,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

10:1 - 36:23 Цари Израиля Едва успели похоронить Соломона, как его славное царство распалось. Царство разделилось вдоль старой племенной линии разлома: линия, ведущая с востока на запад, лежащая выше Иерусалима, оставляет на юге Иуду и Вениамина вместе с Симеоном (давно уже

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

7. Последние цари Иудеи После разрушения Самарии в 721 г. до Р.Х. Иудея сохраняла некоторую независимость ещё в течение примерно 125 лет. Отдельные находки, сделанные при раскопках Самарии, свидетельствуют о повторном заселении города; часть керамики, которая считается

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

7. Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя. (В Славянском переводе 70-и вместо "Так

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Цари Иудеи после Давуда 10 Сын Сулеймана Реховоам;его сын Авия;его сын Аса;его сын Иосафат;11 его сын Иорам;его сын Ахазия;его сын Иоаш;12 его сын Амасия;его сын Уззия c;его сын Иотам;13 его сын Ахаз;его сын Езекия;его сын Манасса;14 его сын Амон;его сын Иосия.15 Сыновья

Из книги автора

Жители Иерусалима после Вавилонского пленения (Неем. 11:3-19)Народ Иудеи был уведён в плен в Вавилон за свою неверность. 2 Первыми, кто вернулся к своим владениям в своих городах, были простые исраильтяне, священнослужители, левиты и служители при храме.3 Вот те из родов Иуды,

Из книги автора

Жители Иерусалима после вавилонского пленения (Неем. 11:3-19)Народ Иуды был уведен в плен в Вавилон за свою неверность. 2 Первыми, кто вернулся к своим владениям в своих городах, были простые израильтяне, священники, левиты и храмовые служки.3 Вот те из родов Иуды, Вениамина,

Из книги автора

Семья Ровоама 18 Ровоам женился на своей двоюродной сестре Махалафе, которая была дочерью Давидова сына Иеримота и Авихаиль, дочери Иессеева сына Елиава. 19 Она родила ему сыновей: Иеуша, Шемарию и Загама. 20 Затем он женился на своей двоюродной сестре Маахе, внучке

Из книги автора

Конец правления Ровоама (3 Цар. 14:21–24, 29–31)13 Царь Ровоам утвердился в Иерусалиме и царствовал. Когда он стал царем, ему был сорок один год, и он правил семнадцать лет в Иерусалиме, городе, который Господь избрал среди всех родов Израиля, чтобы там пребывало Его Имя. Его мать

Из книги автора

Возрождение Иудеи и Израиля 1 Просите у Господа дождь весной;это Господь творит грозовые тучи.Он дает вам обильный дождь,каждому - злаки на поле.2 Истуканы a вещают бред,и гадатели видят пустые видения;сновидцы рассказывают лживые сныи утешают впустую.Потому-то народ и

Из книги автора

35. Ироды, цари Иудеи Вместо Хасмонеев В 24-й главе, где речь шла о восстании Маккавеев, говорилось и о династии Хасмонеев, которая пришла к власти в результате этого восстания и стала править Иудеей. Было там упомянуто и завоевание Идумеи (Эдома) с насильственным обращением