Как проходит аттестация воспитателей. Новый год – новая аттестация учителей: за и против Новая модель аттестации педагогических работников в

Аттестация педагогов – наиважнейшая процедура, необходимая для оценки квалифицированности, профессионализма педагогических работников, а также качества их работы.

Многие считают аттестацию ненужной тратой времени и средств бюджета страны, однако такого рода проверка обеспечивает, в конечном итоге, формирование кадрового состава того или иного учреждения, который отвечает всем требованиям современных реалий.

Создание действительно высококвалифицированных кадров способствует повышению качества образования. Давайте рассмотрим принципы и систему аттестации педагогов в .

Вся суть аттестации учителей

Аттестация педагогических работников представляет собой определенную государством форму периодической (каждые 5 лет) проверки работников сферы образования, на предмет правомочности занимаемой ними должности и соответствия .

Под «микроскоп» аттестации попадают трудовая и специальная способность педагога качественно выполнять возложенные на него функции. В ходе аттестации определяется на только соответствие занимаемой аттестуемым должности, но и повышение отдельному работнику профессионального уровня.

Не самое последнее место в своеобразном списке целей аттестации педагогов занимает содействие учителя или преподавателя администрации своего учебного заведения в усовершенствовании подбора и формирования кадрового состава, а также в улучшении расстановки кадров.

Кто проводит аттестацию

Для аттестации педагогических работников собирается аттестационная комиссия, которую самостоятельно формирует образовательная организация.

В состав комиссии обязательно входит председатель и заместитель председателя аттестационной комиссии, а также секретарь и члены комиссии. При наличии выборного органа соответствующей профсоюзной организации, в состав комиссии входит еще и представитель этого органа.

Другими словами, аттестационная комиссия формируется из работников образовательной организации, где трудится аттестуемый педагог и предусмотренных уставом учреждения представителей коллегиальных органов управления.

Кому не нужно проходить аттестацию в 2018 году

Стоит отметить, что существует два вида аттестации педагогических работников:

  1. Обязательная аттестация с целью подтвердить соответствие занимаемой должности;
  2. Добровольная аттестация по желанию педагога для установления первой или высшей категории квалификации.

Аттестации в целях подтверждения правоспособности занимать ту или иную должность, не подлежат следующие работники учреждения образования:

  • с присвоенными квалификационными категориями;
  • занимающие должность в организации, где проводится аттестация, с 2015 года и позже;
  • беременные;

  • находящиеся в декретном отпуске по беременности и родам;
  • находящиеся в декретном отпуске по уходу за малолетними детьми до достижения ними трехлетнего возраста;
  • пребывавшие на больничном более четырех месяцев подряд.

Как пройти аттестацию

Прохождение аттестации педагогом – ответственное и очень трудоемкое дело. Если ранее от педработника требовалось лишь заявление, то теперь ответственность за процесс регистрации для прохождения аттестации полностью легла на плечи учебной организации, в которой трудится аттестуемый.

Документы для прохождения аттестации:

  • заявление с подписью педагогического работника;
  • если ранее педагог уже проходил аттестации, нужна копия результатов этих аттестаций;
  • копия диплома о высшем педагогическом образовании или о среднем профессиональном образовании;
  • если ранее была получена квалификационная категория, требуется заверенная руководителем образовательной организации копия соответствующего документа;
  • в случае необходимости нужна копия документов, которые подтверждают смену фамилии;
  • характеристика (развернутая) с места работы или сопроводительное письмо, позволяющее подтвердить уровень компетенции педагога и его профессиональной деятельности;
  • информационная карта с результатами профессиональной деятельности за межаттестационный период.

Тем педагогам, которые хотят пройти добровольную аттестацию на повышение квалификации, нужно, помимо изложенных выше документов, предоставить также электронные носители (два экземпляра) с двумя видео с занятиями за межаттестационный период.

Прием документов на аттестацию педагогических работников в учебном году 2017-2018 начнется 17 июля 2017 года. Документы можно присылать также и в электронном виде.

Подробнее о заявлении в аттестационную комиссию

Для того чтобы четко и доступно предоставить информацию, касающуюся всего педагогического пути отдельно взятого работника, аттестуемому нужно заполнить заявление, которое можно подать в печатном виде или написать от руки.

Пример заявления в аттестационную комиссию:

В самом тексте заявления следует отметить некоторые сведения о себе. К примеру, можно написать о:

  • указать сроки нахождения в той или иной должности, стаж работы педагогом по специальности;
  • сообщить об образовании (какое учреждение и когда окончено);
  • перечислить награды, указать ученую степень или звание;
  • другие сведения по желанию педагога.

Все работники образовательной сферы, а если конкретизировать, то это педагоги школ, ВУЗов, воспитатели детских садов и специалисты учреждений начального или среднего звена, уже ознакомлены с информацией о том, что с 2017 года будут меняться правила, касающиеся проведения аттестационного процесса. Говоря проще, сей процесс будет проходить по совершенно новым положениям.

Общие сведения

Большинство представителей педагогической сферы не понаслышке знают о том, что любой педагог или воспитатель обязан каждые 5 лет проходить процедуру переаттестации. Сие действие необходимо для того, чтобы повысить знания и навыки учителей, и понять, соответствует ли уровень их понимания предмета занимаемой должности. По словам тех, кто хоть раз в своей практике сталкивался с аттестацией, такая процедура считается наиболее значимым событием для любого представителя сферы образования.

Перед тем как попасть на указанную процедуру, необходимо выяснить, как именно проходить аттестация педагогических работников 2017–2018, положение которой поможет разобраться в этом намного быстрее.

1. Комиссия должна столкнуться со 100% подготовкой всех участников диагностики знаний, ведь именно тут педагогу придётся показать существующий багаж навыков. Ещё в некоторых моментах неплохо было бы удивить своим профессионализмом и находчивостью, ведь некоторые ситуации в школе или ВУЗе никак не относятся к знанию собственного предмета. Перечисленные критерии помогут комиссии определить степень квалификации любого учителя, во время выставления оценочных баллов.

2. Успешное прохождение переаттестации позволяет учителю или преподавателю рассчитывать на присуждение начальством некоего образовательного учреждения, где трудится обозначений субъект, более высокой зарплаты. Неправда ли, весомый стимул для личного профессионального роста и достижения новых свершений?

Коротко о главном

Педагогическая аттестация бывает обязательной или добровольной.

1. Обязательная аттестация 2017–2018 касается всех сотрудников указанной сферы деятельности, которые проходили аналогичную процедуру 5 лет назад. От подобной проверки освобождаются:

учителя с квалификационной категорией;

беременные;

лица, пребывающие в декретном отпуске на момент осуществления проверки; они имеют право пройти оглашённую процедуру спустя 2 года после возвращения на законную должность;

новички в сфере образования, проработавшие на нынешней должности менее 2 лет;

педагог, отсутствующий на работе по причине болезни более 4 месяцев; аттестацию придётся пройти через год после момента выхода на работу.

Если же перечисленные категории граждан всё же изъявили желание приступить к проверке личных знаний и навыков, никто не может отговорить их от такого решения или же не допустить к аттестации.

2. Добровольная аттестация осуществляется лицами, желающими по собственной воле повысить существующий уровень квалификации. Для этого придётся заблаговременно обратиться к руководству с заявлением. Следует отметить, что педагоги, владеющие лишь 1 категории, или вообще без квалификации, могут добиться её повышения до 1 разряда. Для получения наивысшей оценки, придётся обзавестись 1 категорий не позже чем за два года до начала аттестации. Помимо этого, педагог с высшей категорией может подтвердить её уровень добровольной оценкой собственных знаний.

Новые правила и положения

С приходом 2018 года каждому педагогическому сотруднику предоставляется возможность ознакомиться с нововведениями, касающихся процесса аттестации. Согласно с последними сведениями, привычная проверка учителей должна основываться на двух главных этапах.

№1. Подтверждение правильности занимаемой ныне должности.

№2. Получение высшей категории.

Каждый их описанных этапов имеет ряд особенностей, требующих более детального обсуждения.

1. Во время проверки соответствия нынешней должности, специальной комиссии предстоит правильно оценить знания, умения и навыки каждого преподавателя. В процессе описанной «ревизии» следует определить методику общения с детьми и общий уровень профессионализма. Говоря проще, нынешний этап необходим для оценки профпригодности учителей, а точнее имеют ли они право заниматься и дальше преподавательской практикой.

2. Во время получения профессиональной квалификационной категории, педагог имеет право обзавестись лишь 1 или высшей степенью. Правда, чтобы добиться первого уровня квалификации, учителю придётся соответствовать следующему списку параметров:

иметь первую, заканчивающую своё право по истечении времени.

Если же педагог хочет стать счастливым владельцем высшей категории, ему придётся учесть следующие условия:

являться обладателем первой категории не менее 2 лет;

Документы, требующиеся для аттестации

Чиновники РФ решили поменять список документов, необходимых для начала проведения педагогической аттестации 2018 года. Ранее от сотрудника отмеченной сферы деятельности требовалось лишь соответствующее заявление. Теперь же весь процесс регистрации проходит немного иначе – главная ответственность возлагается на плечи общеобразовательного учреждения на уровне субъектов РФ. Для этого понадобится перечень следующих документов.

1. Заявление с подписью педагога.

2. Копия результатов прошлой аттестации, если таковы имеются.

3. Копия диплома о среднем профессиональном или высшем педагогическом образовании.

4. Копия документа, подтверждающего наличие первой или высшей категории, если ранее таковое было получено.

5. В случае необходимости, копия документов, подтверждающих смену фамилии.

6. Развёрнутая характеристика или сопроводительное письмо с места работы, благодаря которой удастся подтвердить уровень профессиональной деятельности и компетенции учителя.

Спустя месяц после подачи перечисленных документов, на указанный адрес заявителя придёт письмо с подробным описанием времени и места проведения будущей аттестации.

Одним из ведущих направлений в 2018-2019 годах для Правительства РФ является реформирование системы образования, целью которого является повышение социального статуса учителя, престижности профессии и общего уровня преподавания. Наряду с повышением требований к выпускникам школ, гимназий и лицеев растут и требования к педагогическим работникам. Каким будет учитель 2019 года, и какие новые механизмы профессионального роста готовит государство для будущих и уже работающих по специальности педагогов? Предлагаем разобраться более детально в тонкостях нового законодательства.

Профессия «учитель»

Выходя из стен высшего учебного заведения с новеньким дипломом и большими амбициями, молодые учителя сталкиваются с целым рядом проблем:

  • Сложностями с трудоустройством, ведь большинство учебных заведения желают получить опытного и уже зарекомендовавшего себя специалиста.
  • Низкой заработной платой, ведь «начиная с нуля» молодой специалист лишен большого числа надбавок, формирующих оклад опытного учителя с внушительным стажем.
  • Невозможностью быстро повысить свой профессиональный уровень, пройдя очередную аттестацию (зачастую данный вопрос во многом зависит не от профессионализма молодого специалиста, а от желания администрации).

В результате достаточно большой процент подающих надежды и ранее мечтавших о работе с детьми молодых специалистов ищут возможности самореализации и достойного заработка в других сферах, что приводит в дефициту качественных педагогических кадров, который особенно ощутим в небольших городах, поселках и деревнях.

Реформа, запущенная Правительством, а также новая аттестация педагогических работников, которая придет на смену старому порядку повышения квалификации уже в 2019 году, должны кардинально изменить положение молодых учителей, открыв им широчайшие возможности личностного и карьерного роста.

Зачем нужна аттестация?

Система аттестации учителей – своеобразная карьерная лестница в сфере образования. Более высокая категория открывает для учителей новые возможности, а именно:

  1. рост заработной платы и сопутствующих выплат согласно установленной тарифной сетке;
  2. возможность дополнительно брать «классное руководство»;
  3. право заведовать кабинетом и др.

Педагоги со стажем знают, что на протяжении многих лет молодого специалиста, окончившего университет, ожидал длительный и непростой путь к вершине с учетом таких норм:

  • Первая аттестация учителя через 5 лет после начала работы.
  • Внеочередная аттестация (при наличии серьезных заслуг) не ранее чем через 2 года после предыдущей.
  • Поэтапный рост, не позволявший молодым специалистам претендовать на «высшую» категорию ранее, чем будут покорены нижестоящие уровни (вторая и первая).
  • Можно было аттестоваться на соответствие уже достигнутого уровня, либо повысить категорию.
  • Оценивалась сама работа учителя и ее результативность, но тестов на знание предмета как таковых не было.

Готовясь к аттестации, учителю предстояла масштабная работа по подготовке портфолио, в котором необходимо было детально описать работу за отчетный период, предоставив на рассмотрение комиссии весомые доказательства того, что учитель активно работает по всем основным направлениям:

  • преподавание предмета;
  • организация внеурочной деятельности учеников;
  • взаимодействие с родителями;
  • участие в общешкольной жизни;
  • методическая работа;
  • самообразование, обуславливающее личностный и профессиональный рост.

При этом, достигнув определенных вершин, многие теряли желание продолжать работу над собой, что особенно ярко проявилось на фоне введения новых норм и методов преподавания. Именно поэтому стране необходима новая форма аттестации учителей, которую планируют внедрить в 2019 году.

Новый формат оценки деятельности учителя

В 2019 году аттестация ожидает тех учителей, которым необходимо подтверждать квалификацию по истечению 5 летнего термина и тех, кто желает повысить свою категорию. По мнению Минобрнауки дополнительным стимулом для активной работы и стремления к карьерному росту учителям будет увеличение разрыва между минимальной и максимальной ставкой в тарифной сетке, которая уже в следующем году должна в среднем возрасти с 16 000 руб. до 50 000 руб.

Главной инновацией 2019 года станет НКТ (Национальный Квалификационный Тест), который будет обязательным для всех проходящих аттестацию учителей и будет состоять на 70% из вопросов по предмету и 30% по методике преподавания и психологии.

Также последние изменения затронули саму суть оценивания эффективности деятельности педагога, и в 2019 году новая по формату аттестация учителей позволит активно работающим молодым специалистам быстро добиться успехов и признания.

Основными нововведениями будут:

  • Возможность «перескакивать» через категорию.
  • Возможность раньше «выходить» на аттестацию при наличии определенного ряда заслуг и достижений.
  • За основу будут брать не только достижения учащихся, а и сравнение уровня самого учителя в динамике «вчера» и «сегодня».
  • Активность и эффективность работы педагога в межаттестационный период будет показывать рассчитываемый по специальной методике рейтинг.
  • От учителей ожидают демонстрации концептуальных методических подходов к реализации новых норм и стандартов ФГОС.

Конечно, многие специалисты «старой закалки» посматривают на нововведения с некоторым опасением, ведь им предстоит не только показать эффективность своей работы, а и подтвердить знание предмета, что может вызывать некоторые трудности у тех, что длительный период читает в определенных параллелях и успел несколько подзабыть тонкости некоторых тем.

Что будет с теми, кто не пройдет аттестацию?

Больше всего страхов, возникающих у педагогов связаны с вопросом – что будет с теми, кто не сможет сдать НКТ или не пройдет аттестацию по каким-либо иным причинам.

В Минобрнауки четко заявили, что увольнять учителя, которому не удалось пройти «экзамен на профпригодность» в новом формате никто не будет.

Не достаточно высокие результаты теста – сигнал о том, что человеку необходимо обратить немного больше внимания на свой профессиональный уровень. «Подтянуть» квалификацию помогут на специальных курсах при соответствующих региональных Институтах усовершенствования учителей. Стоит заметить, что посещение таких курсов было обязательным для всех аттестующийся педагогов и ранее. Просто по новым правилам, «проваливший» тест должен будет вернуться к самообразованию еще раз и отнестись к вопросу своей профессиональной подготовки более серьезно.

Новые должности для успешных учителей

Молодые или уже давно работающие в сфере образования учителя получат реальную возможность карьерного роста. Новый Профстандарт 2019 года предполагает введение таких должностей, как:

  • Старший учитель (на звание может претендовать специалист 1 категории).
  • Ведущий учитель (для педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию).

Естественно, что оплачиваться труд старшего и ведущего учителя будет по более высокому разряду.

Аттестация педагогических работников в 2018 году должна будет несколько измениться. Введенная несколько лет назад аттестация педагогов была призвана повысить качество образования в российских школах. Аттестация регулярно проверяет учителя на предмет того, соответствует ли он своей профессии, умеет ли он работать с детьми, хорошо ли разбирается в предмете и знает ли нормативную базу, которая регулирует его работу. Кроме того, добровольно пройдя аттестацию, учитель может повысить уровень своей квалификации, а значит — автоматически получить право и на более высокую зарплату. Аттестация учителей в 2018 году: о каких изменениях сообщается, как прошла экспериментальная апробация изменений в московских школах в начале 2017-2018 учебного года.

Изменения в процедуре аттестации педагогов с 2018 года

В 2018 году процедура аттестации будет состоять из двух этапов:

  1. На первом этапе будут подтверждаться профессиональные педагогические навыки и соответствие педагога его должности.
  2. На втором этапе учитель будет защищать свою педагогическую квалификацию: члены специальной комиссии будут анализировать, насколько правомерно педагог получил уровень квалификации. Если категория подтверждается, квалификация учителя будет повышена.

Главные моменты, на которые будут обращать внимание члены специальной комиссии:

  • насколько хорошо педагог знает дисциплину;
  • какими навыками преподавания он обладает;
  • уровень коммуникации учителя и умение взаимодействовать с учениками;
  • будет проверяться психологическая подготовка учителя: как он реагирует на разные ситуации, включая стрессовые.

Кого затрагивает аттестация в 2018 году

В отношении периодичности проведения аттестации ничего не изменилось — любой школьный учитель обязан переаттестовываться каждые 5 лет, иначе он лишится права работать в системе школьного образования. Поэтому основная волна аттестуемых учителей в 2018 году — те, кто проходил эту процедуру в 2013 году

Не изменился и список исключений. От аттестации будут освобождены:

  • те учителя, которых в скором времени ожидает декретный отпуск, связанный с рождением ребенка и присмотром за ним (аттестация будет проводиться через год после выхода из декрета),
  • те учителя, которые уже имеют квалификацию,
  • молодые учителя, которые работают в школе меньше двух лет,
  • педагоги, которые долгое время находились на больничном — если учитель болел 4 месяца или дольше, для него существует отсрочка, и аттестацию он будет проходить спустя год после выхода на работу.

Изменятся ли правила добровольной аттестации учителей

Добровольная аттестация для российских педагогов останется в целом неизменной и будет проводиться по тем же, правилам, что и прежде. Если учитель желает повысить свою категорию из соображений карьерного роста и повышения своей зарплаты, он должен сообщить о своем желании директору школы, а тот — передать информацию в органы образования, которые соберут специальную комиссию.

Если учитель имеет ту или иную категорию, то для того, чтобы добровольно подвергнуться аттестации для повышения этой категории, он должен быть обладателем текущего своего квалификационного уровня как минимум два года. Раньше пройти аттестацию добровольно не получится.

Если педагог имеет право пройти аттестацию добровольно, то его заявление будет рассматриваться органами образования сроком до месяца, затем созванная комиссия в течение двух месяцев будет проверять уровень педагога.

Как проходила пробная аттестация по новым правилам в Москве

В начале нового учебного года новые правила проведения аттестации были апробированы на столичных педагогах-добровольцах. Чиновники из органов образования собрали учителей различных возрастных категорий — от совсем молодых дол заслуженных педагогов пенсионного возраста. Перед учителями поставили задачи, которые учитывают изменения в процедуре аттестации учителей с 2018 года. Целью апробации было на практике проверить задумки чиновников и убедиться в их работоспособности и целесообразности.

Учителям было дано три задания:

  • Профессиональная задача (10-12 дней на выполнение),
  • Видеосъемка урока (10-12 дней на выполнение),
  • Диагностическая работа (4 часа).

Профессиональная задача состояла в следующем. Педагогам было представлено 8 различных задач по их профессии, из которых нужно было выбрать на свое усмотрение две. Для каждой из двух этих задач необходимо было описать по 9 шагов по их решению — в соответствии со специальным шаблоном.

Для решения задачи, в частности, нужно было представить конкретный материал: план урока, описание технологии, фрагмент рабочей программы и т.д. Также необходима аргументация найденного решения, формулировка способа оценки его эффективности, указание на другие ситуации, где такое решение может принести пользу и т.д. Также следовало затронуть последствия, которые будет иметь выбранное решение в будущем — на следующем ли уроке, в конце ли четверти или учебного года.

В тот же срок, за две рабочие недели, педагогу нужно было организовать видеосъемку урока, чтобы представить комиссии либо полную запись урока, либо запись 15-30-минутного его фрагмента.

Наконец, для 4-часовой диагностической работы учителю нужно было приехать в образовательные органы. По сути, на этом этапе педагога экзаменовали по следующим направлениям:

  • знание предмета,
  • знание методики преподавания,
  • знание психологии и физиологии детей,
  • знание критериев оценки работы ГИА,
  • умение разработать мероприятие.

Те московские педагоги, на которых опробовали такую схему, отзываются о ней вполне лояльно. Да, новая методика аттестации немного необычна и непривычна, но ничего сверхестественного от учителей не требовалось, и успешно пройти такую аттестацию сможет любой профессиональный педагог.

Какие выводы из московской апробации сделали чиновники министерства образования и будет ли аттестация проходить по той же схеме или в нее внеуст поправки — покажет скорое будущее.

Существующую модель проверки учителей планируется серьезно модифицировать. Читайте, как проводится аттестация педагогических работников в 2019 году и какие перемены их ждут

Читайте в нашей статье:

Аттестация педагогических работников в 2019 году: последние изменения

Существующую модель проверки учителей планируется серьезно модифицировать. Рособрнадзор обнародовал планируемые новшества, и они будут введены в ближайшем будущем. Изменения направлены на усиление индивидуального подхода к проверяемым сотрудникам и повышение требований к работникам сферы образования.

Аттестации станут более частыми. Прозвучала цифра «4 года», но в планах уменьшить ее до проверок один раз в 2-3 года.

Перечислим заявленные изменения:

  • Будут введены единые общефедеральные стандарты. Сегодня каждый регион ориентируется на собственные правила, что не может не ухудшать общую картину по стране.
  • Учителя будут проверяться на качество педагогических и психологических навыков путем анализа видеозаписи их урока.
  • Для оценки компетенции педагоги напишут узкоспециализированное эссе. В будущем его заменит экзамен формата ГИА и ЕГЭ – КИМ (контрольно-измерительные материалы).
  • Пожалуй, самое привлекательное изменение – возможность начинающим педагогам получать категории. До этого момента преференции были на стороне возрастных сотрудников, имеющих большой стаж работы. А молодые специалисты не могли повысить свой рейтинг и, соответственно, заработную плату. Однако новая система аттестаций не «обнулит» квалификации стажистов, все их достижения будут учитываться. Планируется также расширение количества возможных категорий.
  • Порядок аттестации на соответствие должности останется прежним, в нем никаких изменений не планируется. Все новшества касаются именно проверки профессиональных качеств и повышения квалификации.

Однако до сих пор непонятно, как будут проводиться аттестации. Не готова материальная база, не разработаны методики сбора сведений и обработки персональных данных в случае видеозаписи урока. Сложно оценить учителя по одному занятию, «вырванному» из контекста годовой программы по предмету. Сейчас в 17 регионах проводится «полетная» апробация новых аттестаций для учителей русского языка и математики. Итоги ожидаются к 2020 году.

Не совсем ясна и ситуация с профстандартами. Сейчас их применение еще вызывает много вопросов. Официально наша сфера образования находится в переходном периоде, полное внедрение профстандартов завершится не раньше чем через два года. Сейчас применяются не профстандарты, а должностные обязанности педагога. Они берутся из раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС.

Пока самое заметное последствие заявленных нововведений – активное участие учителей в аттестациях по привычным «старым» правилам.

Порядок проведения аттестации

Процедура проверок сейчас регламентируется «Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Этот нормативный акт утвержден приказом Минобрнауки от 07.04.2014 No 276. Обратите внимание: данный документ касается только педагогов школ, сотрудники вузов аттестуются согласно приказу Минобрнауки от 30.03.2015 No 293.

Как происходит аттестация? Заблаговременно подготавливается следующий пакет документов:

  • Заявление.
  • Данные о ранее пройденной аттестации.
  • Дипломы, удостоверения и прочие свидетельства, подтверждающие образование и квалификацию. Если с момента их получения менялись паспортные данные (например, учитель вступила в брак и поменяла фамилию)– копия документов, удостоверяющих личность.
  • Характеристика с места работы.

Далее оформляется представление о педагоге, направляется уведомление о дате и месте проведения аттестации. Если она проводится для выявления соответствия занимаемой должности, представление передает руководитель учреждения. "На категорию" учитель может подать и по собственной инициативе.

Само мероприятие проводится заочно, на основании предоставленных сведений. Не возбраняется личное участие сотрудника. Комиссия рассматривает пакет документов и голосованием принимает решение о соответствии педагога занимаемой должности или присвоенной квалификации. Заседание завершается оформлением протокола. Он передается в личное дело сотрудника. Позднее оформляется выписка из протокола, которая также передается в школу.

Аттестация проводится каждые 5 лет. Некоторые сотрудники освобождаются от обязательной проверки. Это:

  • Уже имеющие действующую категорию.
  • Работающие в по специальности в одной организации менее 2 лет.
  • Будущие матери, «декретницы», родители детей до 3 лет.
  • Пребывающие на длительном больничном (дольше 4 месяцев).

Положение об аттестации педагогических работников в 2019 году

Каждое образовательное учреждение должно принять локальный нормативный акт, утверждающий правила проверки. Мы подготовили для вас образец этого документа. Ориентируясь на его структуру и содержание, можно создать свое положение, с учетом ситуации в конкретной школе.

Что будет с учителями, не прошедшими аттестацию

Для ведения преподавательской деятельности необходимо пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности. Если учитель отказывается, он считается нарушителем 21 статьи ТК. Следовательно, руководитель вправе применить к нему дисциплинарные взыскания, предусмотренные 192 статьей ТК. Это замечание, выговор и даже увольнение.

А вот повышать квалификацию необязательно, и никакого наказания за это не предусмотрено. Но это противоречит интересам самого педагога: если вовремя не пройти аттестацию, квалификация будет аннулирована. Это ощутимо скажется на заработной плате.

Если же учитель подал заявление, но не смог пройти проверку знаний, никаких санкций к нему применяться не будет. Рособрнадзор, разъясняя порядок прохождения аттестации, особо подчеркнул, что единственное последствие для «двоечников» - направление на курсы повышения квалификации.