Скоро откроется музей в сретенском монастыре. «Мы не должны забывать о ранах расколов

В Сретенском монастыре Москвы, что на Лубянке, освятили храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

Сретенский монастырь был возрожден в 1993 г. Тогда на территории обители братия еще находила останки убиенных – их собрали и захоронили на месте еще недавних (до 1949 г. точно, но, возможно, и позднее) расстрелов, справа при входе в нынешний монастырь. Над останками страдальцев в 1995 г. по благословению и при участии Святейшего Патриарха Алексия II установили Поклонный крест. Иеромонах Клеопа (Данелян), насельник обители, рассказывает, что святыню уже в наше время даже пытались осквернить, начертав какую-то брань черной краской, точно мученики мало приняли здесь издевательств и кому-то не терпится поглумиться еще.

В 1999 г. монастырь обрел своего ныне уже святого настоятеля, до революции возглавлявшего монастырь священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. Тогда его мощи были перевезены из Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга, на кладбище которого святой был упокоен. Он умер в ленинградской тюрьме «Кресты» при пересылке из Соловецкого лагеря в Казахстан.

Заключенных, гонимых по этапу от одной пересыльной тюрьмы к другой, содержали в таких условиях, что вспыхнула эпидемия сыпного тифа. Владыку по дороге обокрали, он остался в одном рубище, кишащем насекомыми. (Те, кто это пережил, оставшись в живых, рассказывали, что одежда от такого количества вшей могла становиться просто тяжелой.) В горячке его бросили в камеру «Крестов». Через день тяжелобольного архипастыря-арестанта отправили в больницу, куда он вынужден был, подталкиваемый конвоирами, идти пешком.

Через несколько дней там он скончался. В бреду владыка говорил: «Вот теперь-то я совсем свободен…» Врач, находящийся рядом, чтобы констатировать смерть, потом свидетельствовал, что, умирая, владыка благодарил Бога, радуясь скорой встрече с Ним.

Когда ленинградский митрополит Серафим (Чичагов), сам будущий священномученик, добился того, чтобы выдали тело архиерея для захоронения, пришедшие за телом владыку Илариона не узнали. Ему было всего 43 года, но из крепкого, полного сил, утонченно красивого человека, он превратился в изможденного старика, накануне смерти его обрили. Одна из родственниц покойного, увидев его в гробу, упала в обморок.

Прославленный Русской Православной Церковью Заграницей в лике новомучеников еще в 1981 г., при перенесении мощей в Сретенский монастырь Москвы священномученик Иларион был прославлен как местночтимый святой, и уже в 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе в праздник Преображения Господня сопричислен к сонму святых новомучеников и исповедников Церкви Русской для общецерковного почитания.

На праздник Вознесения Христова в этом году мощи священномученика Илариона торжественным крестным ходом вдоль многих сотен хоругвей с ликами таких же страдальцев, увенчанных ныне у Господа вечной славой, перенесли в новый собор Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

«На этом месте страданий, – сказал при освящении Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл, – воздвигается храм, посвященный не мученичеству, не смерти, а Воскресению Христову, – как символ того, что пали демоны, и никакой диавольской силы, предопределяющей человеческую судьбу, не существует, потому что сила Божия сильнее силы диавольской».
Которая, безусловно, и сейчас встает на дыбы, изощряясь помешать, перессорить, натравить…

Как же надо было молиться силе Христовой: «Да воскреснет Бог…»

Ныне уже всем просто очевидно, что это место точно ждало, чтобы подъять храм. Как несомненна и воля Божия на это белокаменное торжество, с такой откровенностью являющая свои улики… В квартале ФСБ, в самом центре Москвы, где нет и клочка земли, не напичканного коммуникациями, вдруг находится пятачок, свободный от их засилья, – можно рыть котлован… Но до этого – масса согласований. Без Промысла Божия здесь такой храм за три года, что требовало максимальной концентрации сил и работающих, было бы не возвести.

Когда еще только приступали к стройке, предполагалось, что это будет храм Новомучеников и Исповедников на крови, что на Лубянке. Но пасхальная радость – пересилила боль! И собор получился под стать: светлым и умиротворяющим.

В цветовом решении убранства внезапно преобладает зеленый – это самый посюсторонний цвет! Новомученики точно возвращаются в этот мир, из которого их так надменно и, как казалось палачам, навсегда изгнали. Это тот самый зеленый, ставший для Сретенского монастыря после выпуска бестселлера «Несвятые святые» и последовавшей «зеленой серии» книг своего рода фирменным цветом.

Работа над храмом вообще увенчала перспективу ряда проектов, начатых с создания в самом конце 2010 г. Патриаршего Совета по культуре, председателем которого ныне является епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов). Это и выпуск в 2011 г. уже упомянутой книги «Несвятые святые», все средства от реализации миллионных тиражей которой пошли на строительство храма, и запуск цикла выставок «Россия. Моя история», пролегоменами которой стало в том же 2011 г. подведение итогов 20-летия возрождения Русской Православной Церкви с устроенным коридором памяти Новомучеников и Исповедников. Тогда это был темный с красными отсветами и кадрами подчас зловещей кинохроники туннель…

Теперь огромные окна по всему периметру стен высочайшего в белой облицовке резного владимирского известняка храма оркеструют игру света внутри, трепетно бликующего на фактурных фресках новомучеников, сопричтенных отрисованным тут же сюжетам евангельской истории. А в закатный час собравшиеся на вечернее богослужение с замиранием ждут, когда последний луч солнца блеснет, высвечивая средоточие храма – крест над одноярусным, по византийской традиции, иконостасом.

В этом величественном соборе есть множество реплик из Святой Софии Константинопольской – в частности, ступенька, возвышающая заступ к Престолу над уровнем пола всего алтаря и центрирующая нижний храм святителя Иоанна Предтечи и 12 апостолов крестильня, воспроизводящая древний тип баптистерия с тремя спусками: для священника, совершающего таинство, крещаемого и его крестных родителей.

Это одна из загадок этого впечатляющего пространства, отстроенного аккурат к 100-летию русской катастрофы.

Кстати, первая литургия была отслужена на крыльце храма под открытым небом в день 100-летия вынужденного отречения царя Николая II от престола и явления Державной иконы Божией Матери 15 марта.

В чем же состоит этот Русский урок? Скоро зрителей ждет премьера одноименной серии «Гибель империи… урок» – по мотивам недавней истории России.

Хотя сам храм уже прообразует Воскресение.

Что это значит – принять Крещение там, где новомученики держали страшный экзамен на силу и стойкость веры, – и выдержали его? Как они здесь читали Символ веры? Наверняка кого-то из оглашающих эти своды своим исповеданием это сопоставление изведет на узкий и крестный путь, каковым является жизнь каждого христианина в любые времена. Какая ответственность принять здесь Таинство Крещения, но и какой залог упования!

Сможем ли мы так прощать и любить, как это во образ Христов нам напомнили новомученики и исповедники Церкви Русской, молящиеся за своих мучителей, перед казнью благословляющие палачей…

Безусловно, здесь будут креститься потомки и тех, кто страдал, и тех, кто над убиваемыми изгалялся, – так как вся страна у нас наследует либо тем, либо другим, а зачастую и тем и другим вместе. Этот храм называют храмом примирения.

«Глубоко символично, что новый храм освящается в год 100-летия февральской и октябрьской революций, ставших отправной точкой для очень многих из тех тяжелейших испытаний, через которые пришлось пройти нашей стране в XX веке, – сказал глава государства Владимир Владимирович Путин на освящении храма. – Мы знаем, как хрупок гражданский мир… Поэтому наша общая обязанность – делать все от нас зависящее для сохранения единства российской нации».

Освящением храма в праздник Вознесения Господня 25 мая этого года отметили также 10-летие воссоединения Русской Православной Церкви Заграницей и Московского Патриархата. «Восстановление единства, – отметил президент, – стало и остается событием огромного нравственного звучания, символом и примером того, что история нашей страны, ее прошлое могут и должны не разъединять, а объединять всех нас».

«Храм Новомучеников, построенный на Лубянке, знаменует не вечную скорбь и укор советскому прошлому, а торжество Христа и Его учеников над силами зла и смерти», – комментирует итог работы наместник Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон.

Это та ликующая сила Света, в которую призваны войти все. Много званых (Мф. 22:14).

Здесь в новом храме трудно не покаяться: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды ни имам да вниду в онь…»

Среди новомучеников и исповедников, чьи одежды убелены (Откр. 7:14), нечистота своей души особенно откровенна…

Именно этот примиряющий ресурс покаяния, преподанный нам в опыте новомучеников, как неоднократно отмечали представители зарубежной делегации, прибывшей на празднование и освящение собора во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом, сделал в свое время это объединение возможным.

Принявший участие в освящении собора архиепископ Берлинский и Западно-Германский Марк, строитель уже более 35 лет назад первого в мире храма, освященного в память Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, – кафедрального собора в Мюнхене, не устает повторять, что почитание новомучеников – самое драгоценное, что есть и может быть в жизни каждого из нас.

Отсюда великолепие – изводящего душу в трепет – храма. Кажущегося громадой, возвышающей над серым кварталом золотые, сверкающие на солнце апокалиптической вязью купола и кресты, а внутри… «Опять маленький храм построили!» – удивился некто тому, что внутри, как и в старом малом соборе, не протолкнуться, и, запрокинув голову на фрески Господа Иисуса Христа и Его учеников-новомучеников под куполом, ахнул: «Мы думали они умерли, а они смотрят на нас! Они молятся о нас!»

Ольга Орлова
Фото С. Власова, О. Варова (Patriarchia.ru), А. Горяинова (Pravoslavie.ru)

Храм в честь Воскресения Христова, Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на крови возведён на территории Сретенского монастыря на месте нескольких снесённых построек.

Монастырь с 1397 года занимал обширные земли на Кучковом поле, которое с течением времени превратилось в московскую улицу Сретенку. Слово «сретение» означает – встреча. Именно здесь москвичи XIV века встречали доставленную крестным ходом из города Владимира чудотворную икону Божией Матери. Времена были смутные – на пороге беззащитной Москвы стояло войско ордынского царя Тамерлана. Согласно легенде, когда образ доставили в город, полководцу было видение женщины в окружении ангелов и Тамерлан счёл этот знак предвестием поражения. Вражеская армия ушла от Москвы, икона заняла почётное место в Успенском соборе Кремля, а на месте «сретения» основан монастырь.

В первые годы советской власти монастырь лишился ценностей и старинных икон, а в 1930-е почти все исторические здания были снесены для расширения проезжей части Сретенки. Уцелели лишь братские кельи и Владимирский собор, перестроенный под общежитие командиров НКВД. Зловещее ведомство находилось по соседству, и в годы сталинского террора здесь проходили казни, здесь же на монастырском кладбище и хоронили расстрелянных. Памяти всех невинных жертв посвящён новый храм, построенный буквально «на крови».

Вот лишь одно имя из мартиролога советского времени. В старом Владимирском храме находятся мощи святого Илариона Троицкого, причисленного к лику святых сравнительно недавно. Епископ Иларион повторил судьбу многих священников, продолжавших служить Богу вопреки препонам властей. В 1921 году епископ на один день выпросил в Третьяковской галерее хранящуюся в музее ту самую Владимирскую икону и привёз на Сретенку. Необычайное паломничество верующих не могло пройти незамеченным мимо карательного ведомства на Лубянке. Иларион Троицкий был арестован чекистами, отправлен в Соловецкий лагерь, затем в Казахстан и умер от тифа, произнеся перед смертью, что теперь он обрёл свободу.

Храм в память Новомучеников Российских превышает по размерам Владимирский собор. Необычно выглядит оформление куполов нового храма, на его звоннице установлен самый старый из сохранившихся колоколов Сретенского монастыря. Проект вызвал неоднозначную реакцию общественности: с одной стороны, новый храм расположен на монастырской земле и церковь вполне может ей распоряжаться, но с другой стороны, под снос предназначались несколько исторических зданий. Вопрос решился на высоком уровне в пользу храма, который был построен на Рождественском бульваре и в 2017 году освящён Святейшим Патриархом. Хотя отделочные работы близки к завершению, но ещё продолжаются, и фотографу не разрешили прогуляться по свежеуложенным мраморным полам, садиться на скамьи и прислоняться к стенам.

А вот ознакомиться с убранством Владимирского храма и помещениями Сретенской духовной семинарии, где около 200 воспитанников изучают три десятка различных дисциплин, оказалось возможным. Собор Сретения (Владимирский) возведён в 1679 году. Из хранящихся в нём православных святынь надо упомянуть о ковчеге с частицами мощей преподобной Марии Египетской и копии Туринской плащаницы – савана, в который обернули тело Христа после смерти. Реставраторы восстановили на стенах и колоннах собора фрески, датируемые началом XVIII века.

Фасад здания семинарии богато украшен лепниной и керамикой с библейскими сюжетами, но что-то в нём показалось удивительно знакомым. Да ведь это «французская» школа, в которой мне в детстве довелось побывать в качестве участника районного смотра пионерской песни! Действительно, это типовое кирпичное школьное здание середины прошлого века. В 2010 году общеобразовательное заведение вывели из центра на Пролетарку и, после масштабной реконструкции, предоставили семинариии. Её аудитории по техническому оснащению не уступят любому другому ВУЗу, здесь есть компьютерные классы, богатый библиотечный фонд, а лекции читают профессора и доктора наук.

На территории Сретенского монастыря будет возведен новый храм Новомучеников и исповедников российских. Для строительства помпезного храмового комплекса с подземной автостоянкой потребуется снести несколько монастырских зданий, которые, как уверяет считающийся духовником президента Путина настоятель обители архимандрит Тихон (Шевкунов), не имеют исторической ценности. Московское чиновничество с клириком склонно согласиться, но градозащитники бьют тревогу ― 24-метровый храм грозит разрушить исторический облик Рождественского бульвара.

27 сентября эксперты рабочей группы при столичной комиссии по строительству в охранных зонах рекомендовали снести шесть зданий XIX - начала XX века на территории Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Это 4-е, 5-е и 7-е строения дома 19 по улице Большая Лубянка и три здания по Рождественскому бульвару ― дом 16, строение 5 (самое старое здание, один из доходных домов владения К.Е. Ценкер 1852 года постройки), а также дом 18, строения 3 и 3а.
Снос освободит место под задуманную в Сретенском монастыре постройку большого храмового комплекса с подземной парковкой на 43 автомобиля ― собора Новомучеников и исповедников российских на крови, что на Лубянке. «Храм действительно необходим в этом монастыре, который превратился в духовный центр Москвы и не вмещает всех прихожан», ― сказал эксперт рабочей группы Андрей Баталов.

Единственное здание, которое тоже планировалось снести, но которое эксперты решили оставить, ― дом 18, строение 2 по Рождественскому бульвару, бывшее доходное владение Сретенского монастыря 1912 года постройки. 4 октября рабочая группа решение своих специалистов утвердила.

О постройке комплекса в память о семье последнего российского царя Николая II и погибших за веру в годы гонений на церковь патриарх Кирилл впервые высказался весной 2011 года. Уже к зиме 2017-го, к столетию Февральской революции, покончившей в России с монархией, новый храм должен быть освящен.

Конкурс на проект собора, объявленный монастырем и проведенный через подрядчика, строительную компанию «ЭкоИнвестСтрой», завершился в декабре 2012 года. Организаторы конкурса поставили перед участниками несколько задач. Главная из них - это вместительность. Сейчас действующий храм на территории монастыря, собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, не в состоянии принять всех прихожан, многим из которых приходится слушать службы во дворе, через динамики. Поэтому новый храм должен вмещать в себя до 2000 человек, а территория вокруг него должна быть пригодна для проведения крестных ходов. Помимо этого, от участников конкурса требовалось предусмотреть максимальное количество дополнительных площадей для мастерских, воскресной школы и ризниц, а также наличие «подземных помещений для автомобилей монастырских служб».

Еще в условиях конкурса сказано, что «храм должен отображать традиционную для русской церковной архитектуры идею Дома Божиего», «нести в себе радость и свет победы Воскресения Христова, Церкви Христовой над злом этого мира, Вечной Жизни над смертью». Освящение и открытие храма запланировали на февраль 2017 года ― «к столетию начала трагических событий минувшего века». В соревновании приняли участие 48 проектов. Конкурсную комиссию возглавлял настоятель Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), которого обычно называют духовником Владимира Путина.

Победителем конкурса, результаты которого были обнародованы только месяц спустя после заседания комиссии, стал молодой архитектор Дмитрий Смирнов, выступивший в качестве индивидуального предпринимателя, и его коллега Юрий Кучер. До этого Смирнов работал, в частности, над часовней в Александровском подворье в Иерусалиме и занимался реконструкцией Воронежского академического театра драмы имени А. Кольцова. Согласно его проекту, высота нового пятиглавого храма составит 24 метра, что сравнимо с 8-этажным зданием. В цокольном этаже, который опоясывают парадные пандусы с барельефами, будет размещен музей новомучеников. Решение жюри вскоре было утверждено патриархом Кириллом.

Московское градозащитное сообщество восприняло победивший проект критически. 4 октября глава совета московского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Владимир Хутарев-Гарнишевский написал письмо первосвященнику РПЦ, в котором попросил «обойтись без разрушений исторических зданий Сретенского монастыря в целях строительства на их месте храма» и заметил, что «аляповатый новодел станет высотной доминантой исторической застройки». В письме он указал, что строительство нового здания на территории монастырского комплекса нарушает нормы ст. 34 п. 2, ст. 35 п. 2 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и «принципы сохранения исторического наследия и уважения к духовной и материальной культуре России». Глава московского отделения ВООПиК объясняет это тем, что для постройки здания по проекту Смирнова потребуется снос монастырской застройки середины XIX - начала XX века.

С похожим письмом, но уже к начальнику управления по ЦАО московского Госстройнадзора, обратилась и координатор общественного движения «Архнадзор» Марина Хрусталева. По ее словам, параметры предложенного к строительству храма «радикально противоречат градостроительным регламентам, утвержденным для Белого города». Во всяком случае, об этом говорит утвержденный только в феврале этого года градостроительный регламент для 89 участка Мещанского района Москвы, где расположен монастырь. По адресу Рождественский бульвар, дом 18, строение 3, например, он предполагает лишь капитальный ремонт здания, которое не должно превышать 12 метров в высоту. «Очевидно, что этот колосс подавит собой окружающую среду», ― говорит Хрусталева о проекте.

«Ленте.ру» Хутарев-Гарнишевский пояснил, что архитектор ― приближенный к РПЦ человек. «Формально конкурс прошел, но реального конкурса не было, ― уверен он. ― Проекты других кандидатов серьезно рассмотрены не были. Совершенно непонятно, почему по такому значимому объекту, в центре города, по одной из самых высотных доминант в районе, не было проведено широкого общественного обсуждения. По проекту, фасадная сторона храма, выходящая на Рождественский бульвар, выглядит как второй алтарь». Хутарев-Гарнишевский считает, что «с новоделом будет утеряна ценность исторической застройки, бульвары же все-таки сохранились».

Участвовавшие в конкурсе, но проигравшие архитекторы Михаил Кеслер и Андрей Яхнин в интервью «Известиям» фактически назвали проект-победитель безграмотным: «Это только похоже на храм, но выглядит безобразно. Что притвор, что алтарь - одинаковой формы, на презентации проекта даже кресты не в ту сторону повернуты», - заявил Кеслер. Помимо этого их не устраивает и другая «неожиданность для церковной архитектуры» - целый мозаичный иконостас, оказавшийся на западной стене храма.

В ВООПиК мнения о строительства храмового комплекса и сносе зданий расходятся. Хутарев-Гарнишевский заметил в разговоре, что организация лояльна к РПЦ и не раз помогала в восстановлении храмов. Член президиума московского отделения ВООПИиК иеромонах Никон (Белавенец), клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве, заявил агентству «Интерфакс-Религия», что «неоднократно бывал в Сретенском монастыре и видел эти здания, которые представляют собой двухэтажные невыразительные сооружения». Он добавил, что считает Шевкунова «человеком высокой культуры», которого «вряд ли можно заподозрить в вандализме», и заодно отругал коллегу по градозащитной организации: «Публикация в электронных СМИ письма, обращенного к патриарху, является некорректным шагом и представляет собой неприкрытое давление на предстоятеля».

Хутарев-Гарнишевский убежден, что строительство будет проходить в пяти-десяти метрах от единственного существующего ныне храма Сретенского монастыря 1679 года постройки, что может привести к трещинам и обрушению стен. «Мы написали патриарху Кириллу, потому что речь идет о принятии политического решения, ― говорит он. ― Храм ведь хотят построить к юбилею, открыть в 2017 году. Но были ли там [на территории монастыря] репрессии или не были? Это первый вопрос. Второй ― все это подается под соусом преодоления советского наследия. Сама идея строительства к юбилею стахановскими темпами ― это чисто советский метод. Зачем такая спешка? Невозможно за три года провести качественные работы».

По мнению Николая Переслегина, советника Москомнаследия, комиссия которого разрешила снос монастырской застройки, «здания, которые хотят снести, видимо, не представляют ценности, к памятникам они не относятся, это поздние постройки». «Но вот сам по себе проект вызывает большие вопросы, ― говорит Переслегин. ― И масштаб этого нового храма, и само качество архитектурного решения достаточно спорные и нуждаются в более внимательной проработке совместно с экспертами и общественностью».

Изображение: сервис Google Street View

Сейчас на территории Сретенского монастыря заканчивается отделка здания семинарии, в котором раньше находилась школа №1216 с углубленным изучением французского языка. На стенах появились многометровые религиозные барельефы. Осенью прошлого года Сретенский монастырь оказался в центре скандала в связи с тем, что на его территории были обнаружены гостиницы, где, как тогда сообщали столичные правоохранительные органы, постояльцам оказывали секс-услуги. Борделем была названа одна из гостиниц на час сети «Подушкин», располагавшаяся по адресу Рождественский бульвар, дом 16, строение 1. Вскоре, однако, выяснилось, что монастырь лишь занимал часть помещений в том же доме, формально здание ему не принадлежало.

Владельцы закрывшегося вскоре отеля, отрицающие свою причастность к организации проституции, сейчас ведут борьбу с монастырем: на своем сайте они указывают , что кроме отеля церковь «со временем забрала себе соседние здания Всероссийского музыкального общества, Государственного литературного музея, Союза рыболовецких колхозов РФ». Впрочем, в итоге из своего здания выселили только Всероссийское музыкальное общество. Государственный литературный музей и союз рыболовецких колхозов РФ остались на прежнем месте.

Самого отца Тихона корреспонденту «Ленты.ру» в Сретенском монастыре застать не удалось. В интервью сайту «Православие.ру» он сказал, что сносимые здания «по нескольку раз перестраивалось, аутентичных не осталось ни одного». «Мы прекрасно понимаем озабоченность обликом Москвы, поэтому мы отвергли все проекты, представленные на конкурсе, в которых храм выходил на линию улицы Рождественский бульвар, ― сказал он. ― Хотя нам разрешен снос еще одного здания, которое находится на Рождественском бульваре, мы не будем этого делать и реконструируем это здание, чтобы сохранить историческую линию улицы». Архимандрит Тихон пообещал, что новый храм впишется в исторический облик монастыря.

В ближайшее время должно пройти заседание комиссии при правительстве Москвы по вопросам градостроительной деятельности в границах зон охраны объектов культурного наследия. Ее решение вряд ли будет противоречить рекомендации ее же рабочей группы, так что если снос разрешат, «дальше все пойдет автоматически: Москомархитектура согласуют проект здания», уверен Хутарев-Гарнишевский.

Дорогие прихожане Сретенского монастыря!

3 октября 2012 года был объявлен, а 10 декабря 2012 года завершился открытый конкурс на эскизный проект храма Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке.

Необходимость нового, вместительного храма в нашем монастыре назрела давно: кому, как не вам, известно , что нередко множество прихожан не помещаются в единственном уцелевшем соборе и вынуждены слушать трансляцию богослужения, стоя на улице.

Испрашивая у Святейшего Патриарха Кирилла благословение на проектирование и строительство храма, братия Сретенского монастыря просила назвать его собором Новомучеников и Исповедников Российских на Крови, что на Лубянке и приурочить его освящение к февралю 2017 года.

В целях и задачах конкурса особо подчеркивались следующие требования к будущему проекту.

«Храм должен отображать традиционную для русской церковной архитектуры идею Дома Божиего, а также подвиг и торжество духовной победы Новомучеников Российских». Это стало важнейшей задачей для проектантов.

Мы ожидали творческого решения, которое смогло бы выразить идею небесного торжества Новомучеников, нести в себе радость и свет победы Воскресения Христова, Церкви Христовой над злом этого мира, Вечной Жизни над смертью. Построенный к столетию начала трагических событий минувшего века, этот собор должен быть именно Храмом-Памятником победе Господа Иисуса Христа и Его святых учеников – .

В задании конкурса были и непременные технические моменты.

Храм должен быть вместительным: в идеале – на две тысячи человек.

Еще одно требование – предусмотреть проведение богослужений под открытым небом в теплое время года, как это делается, в частности, в Псково-Печерском монастыре, при особом стечении народа.

Из-за особой стесненности территории обители проектантам необходимо было учесть и возможность совершения крестного хода по галерее вокруг храма.

Также по причине крайне малой территории Сретенского монастыря (а он действительно самый маленький и при этом самый населенный мужской монастырь в Москве – здесь живут 42 монаха и послушника и 200 учащихся Сретенской духовной семинарии), мы попросили проектантов предусмотреть максимальное количество дополнительных помещений: для ризниц, мастерских, иных технических служб, а также для Сретенской воскресной школы, образовательного и катехизического центра для взрослых и монастырского издательства, здание которого будет снесено.

Наконец, необходимы подземные помещения для автомобилей монастырских служб.

Все эти хозяйственные задачи следовало решить без ущерба для образа храма.

В конкурсном задании также говорилось, что архитектура храма должна быть выполнена в русских традициях (московской, владимиро-суздальской, новгородской, псковской, нео-византийской), но может содержать и элементы современных форм и конструкций.

На конкурс были представлено 48 проектов. Многие из них заслуживают самого серьезного внимания со стороны всех, кто интересуется церковной архитектурой. Часть работ по-настоящему талантливы, в лучшем смысле слова традиционны. От лица Святейшего Патриарха мною, как наместником монастыря, были разосланы благодарственные письма всем, кто принимал участие в этом творческом состязании. А три победителя награждены в соответствии с условиями конкурса.

В жюри конкурса, кроме двух представителей Сретенского монастыря, входили известные московские архитекторы и искусствоведы.

Ниже мы публикуем все представленные проекты: читатели смогут сами соотнести творческие и технические задачи, сформулированные условиями конкурса, с предложенными нам творческими решениями.

После просмотра и обсуждений жюри отобрало три проекта, и среди них, – проект-победитель, представленный мастерской Д. Смирнова. Решение жюри вскоре было утверждено Настоятелем нашего монастыря, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Что же выделило эту работу на фоне всех остальных?

Основной задачей конкурса было создание образа Храма-памятника, Храма-торжества победы Христа и Его учеников-Новомучеников, и вот с ней-то, по мнению жюри, авторы проекта-победителя справились лучше других.

Представленный образ храма – необычайно светлый и величественный. То, что авторы поставили храм на постаменте-стилобате, зрительно подчеркивает идею памятника.

Нас по-настоящему порадовало то, как авторы проекта смогли найти эсхатологический образ победы Церкви, образ Града Небесного, Нового Иерусалима, в центре которого Агнец – Господь наш Иисус Христос в торжестве Своей победы.

И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места (Откр.20:11). Художники воплотили этот замысел вынесением на внешнюю стену храма иконописных изображений Спасителя на престоле в окружении Новомучеников. Почему-то, кстати говоря, именно это вызвало самую жесткую критику, вплоть до упреков в модернизме, хотя именно такое решение мы можем видеть на фасаде главного собора Псково-Печерского монастыря, и в данном случае эта художественная параллель представляется для нас значимой, поскольку у московской Сретенской обители с Псково-Печерским монастырем особые духовные взаимоотношения.


Светлый, эсхатологический образ храма, говорящий о торжестве и победе Христа и Его Церкви в Царствии Небесном – вот та наша мысль и ожидание, которые уловили и воплотили авторы проекта.

Вместе с внутренними балконами храм будет вмещать две тысячи молящихся, что соответствует техническому заданию. И вместе с тем собор спроектирован так, что, становясь в один ряд с уличными домами, он не выходит на линию Рождественского бульвара (в отличие от большинства представленных проектов), – что, при высокой плотности застройки, все же дает возможность смотреть на него со значительного расстояния.

К сожалению, не во всех проектах предусматривалась возможность совершения богослужений под открытым небом. Давая это задание, мы ожидали, что для такого служения будет предназначен некий балкон или небольшая площадка, но авторы проекта-победителя предложили намного лучший вариант.

На время особо многолюдного богослужения галерея на стилобате становится алтарем, – здесь устанавливается переносной Престол, – а прихожане располагаются в монастырском дворе.

Решение, по-моему, очень простое, изящное, удачное и при этом практичное. А иконы Спасителя и Новомучеников по внутреннему фасаду храма будут напоминать об иконостасе, создавая правильный образ богослужения.

По галерее стилобата удобно проводить крестные ходы, не выходя на Рождественский бульвар и не препятствуя городскому движению (что было бы неизбежно, если принять проект непосредственного примыкания стен храма к городской улице).

Наконец, в просторном стилобате, который служит художественно-архитектурном постаментом Храма-Памятника, мы сможем несравненно лучше, чем в предлагаемых другими проектами трехэтажных пристройках, разместить и просветительский центр с залом для лекций, и воскресную школу с классами, и многочисленные технические службы, издательство и даже несколько лекционных аудиторий для нашей семинарии.

Каков будет материал внешней и внутренней отделки храма, какова техника изображений, какие конкретно будут на фасадах лестниц сюжеты барельефов, посвященных Новомученикам, мы пока не знаем. Все это – в процессе самой серьезной работы и обсуждений.

Что касается еще одной важнейшей составляющей проекта – необходимости создания архитектурной концепции нового храма в увязке с существующими в монастыре строениями, – то здесь я предоставляю слово профессионалам, высказавшимся на эту тему.

Академик В.Д. Шмыков , архитектор-реставратор, начальник архитектурной проектной мастерской ФГУП «Институт «Спецпроектреставрация», действительный член Академии архитектурного наследия: «Созданный авторами архитектурно-художественный образ содержит идею духовного торжества Новомучеников во имя Христа и Православной Церкви, отвечает высокой духовности русского православного народа и поддерживает высокий статус монастыря. При этом хорошо вписывается в существующую градостроительную ситуацию и сложившуюся окружающую историческую застройку».

Профессор МАРХИ Тимур Башкаев : «В целом это впечатляющая работа, точно отражающая запросы и самоощущение современной Церкви, но требующая внимательной проверки градостроительных и объемно-планировочных решений комплекса при сохранении яркого авторского стиля фасадных решений».

Обращаюсь к нашим прихожанам с просьбой о молитвах, чтобы Господь благословил это начинание и позволил завершить строительство и благоустройство храма в срок, – к февралю 2017 года.

Ниже мы представляем фотографии всех проектов, участвовавших в конкурсе.


На территории московского Сретенского монастыря сегодня освятили новый храм - Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Этого события верующие ждали более трех лет, что шло строительство.

Сегодня день особенный - торжества совпадают с одним из главных церковных праздников, Вознесением. Церемонию освещения собора провел патриарх Кирилл. Во многом благодаря ему собор и появился в столице. Его возвели в память о православных христианах, которые пострадали за веру

Новый соборный храм Сретенского монастыря хорошо виден с разных точек в Москве. Высота храма - 61 метр. По словам, архитекторов, он стал архитектурной доминантой старой части города.

Верующие стали собираться у храма еще ранним утром. На монастырской площади собралось несколько сотен человек. Все происходящее в храме транслировалось на больших экранах.

Торжественный чин освящения нового храма провел патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Все священники были в белом праздничном облачении. В новый храм торжественно были перенесены мощи священномученика епископа Иллариона, который в 20-х годах был настоятелем Сретенского монастыря, но был арестован и скончался в тюрьме, и сейчас считается небесным покровителем обители. Ковчег с мощами установлен на камни, привезенные с Соловецких островов, где епископ находился в заключении.

Новый соборный храм и построен в честь новомучеников и исповедников российских - тех, кто не предал веру, тех, кто остался верен себе и своим идеалам в годы богоборчества.

Место выбрано не случайно. В 20-х годах прошлого века Сретенский монастырь был закрыт, и на его территории находилась тюрьма, где содержались священнослужители. Людей расстреливали и хоронили в безымянных могилах, так что новый собор можно назвать храмом на крови. Портреты российских новомучеников люди держали сегодня и во время освящения храма.

«Это событие всей моей жизни, потому что столько знаем убиенных невинно, замученных. И вот наступил момент собирания и воссоздания таких замечательных памятных мест, куда просто душа просит прийти и поклониться», - сказал женщина.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил в храме божественную литургию. Звучал и знаменитый хор Сретенского монастыря. А первыми на службу в новый храм вошли его создатели: архитекторы, рабочие, иконописцы, мастера резьбы по камню и по дереву. Такова традиция.

Храм строился более трех лет. Сейчас это один из самых больших и красивейших соборов в Москве. Он украшен каменной резьбой снаружи и внутри, и построен по подобию древних белокаменных соборов Суздаля и Владимира. Специально для храма были написаны 47 икон, а общая площадь фресок составляет шесть с половиной тысяч квадратных метров. Среди них выделяется фреска «Тайная вечеря», расположенная над алтарем. На ней, помимо апостолов, изображены также причисленные к лику святых и российские новомученики.

И, конечно, нельзя не вспомнить сегодня еще одно памятное событие, которое отмечается в эти дни - десятилетие воссоединения Русской православной церкви и православной церкви за рубежом. По этому случаю в Москву прибыла делегация зарубежных иерархов, которая также участвует в торжествах в Сретенском монастыре.