Федеральное агентство по специальному строительству РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 22 декабря 2016 г. на коллегии Министерства обороны РФ глава ведомства Сергей Шойгу объявил о ликвидации Федерального агентства по специальному строительству РФ (Спецстрой России), деятельность которого курировало Минобороны.

По словам Шойгу, агентство заменят восемь федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), которые сосредоточатся на строительстве специальных объектов военного ведомства.

Спецстрой России

Спецстрой - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий строительные и дорожные работы в интересах обороны и безопасности государства.

Общее руководство его деятельностью осуществляет глава государства. Федеральное агентство подведомственно Министерству обороны РФ, которое осуществляет координацию и контроль его работы.

История

Свою историю Спецстрой ведет от Управления строительства №565 Министерства внутренних дел СССР, созданного постановлением советского правительства 31 марта 1951 г. Данная организация вела строительство объектов системы противовоздушной обороны Москвы, используя труд заключенных, а также вольнонаемных работников. 13 июля 1953 г. управление было преобразовано в Главное управление специального строительства (Главспецстрой) Министерства среднего машиностроения (с 1954 г. передано в состав МВД, в 1956 г. - в состав Министерства строительства СССР).

С 1955 г. управление вело строительство объектов космических исследований, в том числе Центра управления полетами в городе Калининграде Московской области (ныне Королев), предприятий оборонной промышленности (завод "Энергомаш" в городе Химки, завод "Прогресс" в городе Куйбышеве и др.), жилья для военных и работников военно-промышленного комплекса и др. объектов. В 1965-1991 гг. Главное управление специального строительства являлось одним из подразделений Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР. В 1991 г. оно было подчинено напрямую Совету министров СССР.

Спецстрой является также преемником военно-строительных и военно-дорожных частей Вооруженных сил СССР (в частности, Центрального дорожно-строительного управления Минобороны СССР), а также Военно-восстановительного управления Наркомата (с 1946 г. - Министерства) связи СССР.

В 1993 г. Главспецстрой был преобразован в Федеральное управление специального строительства при правительстве. Наряду с ним вплоть до 1997 г. действовали Федеральное специализированное управление по строительству в восточных районах РФ при Госкомитете по жилищной и строительной политике, Главное военное эксплуатационно-восстановительное управление Госкомитета по связи и информатизации, а также Центральное управление военно-строительных частей при Министерстве по атомной энергии.

Указом президента Бориса Ельцина от 16 июля 1997 г. все эти ведомства были объединены в Федеральную службу специального строительства России (Росспецстрой). 9 марта 2004 г. Росспецстрой был переименован в Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) и подчинен Министерству обороны. Положение об агентстве было принято 16 августа 2004 г.

Задачи

Спецстрой ведет строительство и реконструкцию объектов специального, мобилизационного и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства; жилья и объектов социальной инфраструктуры для Вооруженных сил РФ, других войск; предприятий и организаций ядерного комплекса, предприятий по хранению и уничтожению химического и иных видов оружия массового поражения, а также других критически важных для государства объектов; автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования на территории РФ.

Руководство и структура

Спецстрой возглавляет директор, назначаемый и освобождаемый от должности президентом по представлению председателя правительства РФ. С 25 июля 2013 г. этот пост занимает Александр Волосов. Глава ведомства имеет пять заместителей, в том числе одного первого заместителя. Начальники Центрального производственно-распорядительного управления и Главного управления специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа также пользуются правами заместителей директора.

Центральный аппарат Спецстроя состоит из девяти управлений по основным видам деятельности и четырех отделов. По данным Росстата, в конце 2015 г. численность федеральных гражданских служащих центрального аппарата Спецстроя составляла 177 человек (предельная численность - 270 человек), средняя ежемесячная заработная плана - 121 тыс. руб.

Подведомственные организации

Спецстрой организует исполнение строительных работ силами подчиненных ему 18 ФГУПов. В их числе семь главных управлений строительства по федеральным округам; главное управление по дорожному и аэродромному строительству; Центральное проектное объединение; ФГУП "Спецстройсервис", "Спецстройинжиниринг" и др.

Главным управлениям Спецстроя в качестве филиалов подчинены шесть предприятий строительной промышленности. Помимо организаций, связанных с основной сферой деятельности, в ведении агентства находится шесть лечебно-оздоровительных учреждений. Общая численность сотрудников предприятий агентства превышает 46 тыс. человек.

Деятельность

В 2015 г. в федеральном бюджете на деятельность Спецстроя было выделено 18 млрд 386 млн руб. Согласно данным ведомства, объем выручки агентства за тот же период составил 234,6 млрд руб. Из них от реализации подрядных работ - 191,7 млрд руб.; от реализации промышленной продукции - 1,5 млрд руб.; от реализации услуг производственного характера - 41,4 млрд руб. По заключению Счетной палаты, опубликованному в июне 2016 г., деятельность Спецстроя в 2015 г. была убыточной.

В 2015 г. более 80% проектов, реализованных Спецстроем, относились к ведению Минобороны. Среди них - Центр боевой подготовки Сухопутных войск (Мулино в Нижегородской обл.), инфраструктура космического ракетного комплекса "Ангара" на космодроме Плесецк; объекты базирования сил военно-морского флота; инфраструктура РВСН. Также работы велись по заказу "Роскосмоса" (космодром Восточный), Минпромторга, "Росатома" и "Ростеха".

Скандалы, связанные с деятельностью Спецстроя

В 2015-2016 гг. деятельность агентства была связана с многочисленными коррупционными скандалами. С критикой работы Спецстроя выступал вице-премьер Дмитрий Рогозин. В частности, в докладе президенту РФ в 2015 г., он указывал, что агентство выполняет работы лишь на 15-40% от стоимости заключенных контрактов, перепоручая сторонним структурам не только основной объем работ, но и создание проектно-сметной документации. В том же году Сергей Иванов (на тот момент - глава Администрации президента РФ) обвинил Спецстрой в срывах срока реконструкции аэропорта в Петропавловске-Камчатском, охарактеризовав ситуацию вокруг объекта "безалаберностью, разгильдяйством и безответственностью".

В 2016 г. Федеральная антимонопольная служба выяснила, что ФГУП "Спецстройинжиниринг" (подведомственное Спецстрою) сорвало сроки выполнения работ по госконтрактам на общую сумму более 150 млрд руб. По данным Минобороны отставаний от графика работ не было только на 11 из 83 военных объектов, где вел работы Спецстрой, состояние 61 оценивалось как "критическое".

В ходе расследования нарушений при строительстве космодрома Восточный было возбуждено более 30 уголовных дел, в том числе в отношении руководителей подведомственных учреждений агентства. В июле 2016 г. по обвинению в мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) был арестован Александр Буряков, заместитель руководителя Спецстроя.

Символика и награды

Федеральное агентство имеет собственный военный геральдический знак-эмблему и флаг. Агентство имеет ряд собственных наград, в том числе медаль "За трудовую доблесть", ведомственные знаки отличия ("Ветеран Спецстроя России" и др.), памятные медали ("65 лет Спецстрою России", "60 лет Спецстрою России" и др.), грамоты.

Главный исполнитель государственного заказа на строительство объектов специального назначения — — будет реформирован. Об этом в четверг заявил глава Федерального агентства по строительству Александр Волосов при поддержке вице-премьера , выступавшего от лица правительства, и первого заместителя министра обороны Руслана а.

«Мы ожидаем глубокого и осмысленного реформирования агентства, потому что ему надо сосредоточиться на принципиально важных для безопасности страны специальных стройках, найти свою нишу. Наверное, одной из самых главных ошибок было распыление сил и средств — попытка схватить жар-птицу и легкую добычу в виде строительства жилищных объектов и объектов социального характера. В итоге это привело к многослойной схеме субподряда», — заявил Рогозин, подчеркнув, что между всеми сторонами, участвующими в реформе, состоится «серьезный и вдумчивый разговор, который будет иметь серьезные последствия».

Правительство ожидает от Спецстроя «серьезной работы над ошибками», которую ведомство проведет под контролем . По словам замглавы военного ведомства Руслана Цаликова, реформа Спецстроя назревала давно.

Ровно год назад возглавлявший тогда департамент строительства Минобороны России Роман заявлял, что военное ведомство обеспокоено «исполнительской дисциплиной» единственного исполнителя заказов на строительство военных объектов. Уже тогда обсуждался вопрос о пересмотре практики привлечения к военным контрактам единственного строителя.

«Мы этот вопрос [о реформе] обсуждаем с , находимся в переговорном процессе. У нас даже общее понимание есть по некоторым моментам. По ряду объектов от этой практики нужно уходить, чтобы дать дополнительные возможности поставщикам и создать конкурентную среду», — сказал Филимонов в интервью РИА «Новости» .

За строительство военных объектов отвечают Главное управление обустройства войск Минобороны (некоторые работы военные ведут собственными силами) и Спецстрой. Со стороны, на сегодняшний день, организации не привлекают. Исключение составляют, пожалуй, только строительные компании, возводящие жилье по программе военной ипотеки.

Как отмечал Филимонов, есть объекты, где нет строгой необходимости иметь единого поставщика в лице Федерального агентства по спецстроительству или . С другой стороны, по его словам, потребность в строительстве некоторых элементов военной инфраструктуры, даже не составляющих гостайну, в кратчайшие сроки не давала времени на проведение конкурсных процедур — они бы только растягивали процесс.

Сроки, качество, стоимость

Объявляя о реформе, Цаликов наметил «строительную триаду», которую необходимо оптимизировать.

«Сроки, качество, стоимость — именно это является причиной всех тех негативных моментов, с которыми связана сфера специального строительства. Очень важно проведение нормальной, хорошей реорганизации. Мы устали от всевозможных реформ, но относительно Спецстроя — это как раз тот случай, когда реформа назрела, когда реформа необходима», — заявил замминистра.

Причиной революции в военном строительстве стало недовольство верхов устаревшими «целевыми установками» — былой приоритет в получении дохода и прибыли сместился в сторону соблюдения сроков и синхронизации строительства с поставками вооружения и техники в войска. Обороноспособность в кризисные годы вышла на первый план.

«Первичные пути выхода из сложившейся ситуации уже одобрены министром обороны, и

Спецстрою поручено до конца марта внести предложения практического и прагматического характера по реализации этих идей», — подчеркнул Цаликов.

Как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе Спецстроя, реформа агентства должна пройти в течение 2016 года — затягивать процесс смысла нет. При этом оптимизация штата Спецстроя предусмотрена, но реформа не коснется рабочих, строителей, сузится лишь административный ресурс. Планируется сохранить ценные кадры.

Согласно заявлению главы федерального агентства , планируется создать пять предприятий, работающих по территориям военных округов и Северному флоту, а также ряд предприятий, специализирующихся на возведении сложных объектов , ВМФ, и .

На сегодняшний день Спецстрой участвует в реализации более десятка федеральных целевых программ, в том числе в строительстве военных объектов и городков в Арктике, создании инфраструктуры для подводных лодок, ракетных комплексов оперативного и стратегического назначения и космодромов.

С космодромами федеральное агентство особенно «прославилось». Так, например, в 2014 году министру обороны пришлось практически осуществлять «ручное управление» процессом возведения космического ракетного комплекса под новейшую российскую ракету-носитель «Ангара» на космодроме Плесецк в Архангельской области — причиной стали срывы сроков строительства стратегического объекта. Еще большую известность Спецстрой получил в связи с космодромом Восточный в Амурской области, а точнее, из-за скандала с многоуровневой системой субподрядчиков, коррупционными делами и жалобами рабочих на задержки и невыплаты зарплат. Подпортила репутацию строителям и история с обрушением в Омске летом 2015 года казармы 242-го учебного центра ВДВ, где погибли более 20 военнослужащих — капитальный ремонт в казарме проводил субподрядчик Спецстроя .

Ранее Волосов в интервью газете «Коммерсантъ» попытался описать причины постоянно возникавших проблем ведомства. По его словам, из-за того что в 2011-2012 годах Спецстрой (бывший тогда военной организацией) имел небольшое количество военных заказов, ведомство, в которое входило 114 предприятий и 142 филиала, а также 4 государственных учреждения, подверглось реорганизации. «В результате осталось 18 федеральных государственных унитарных предприятий, из них девять работали непосредственно на территориях, имели собственные силы, технику», — пояснял глава агентства.

При новом министре обороны вырос объем гособоронзаказа и возникла необходимость «синхронизации» строек с масштабными поставками вооружения. Снова потребовалась оптимизация рабочего процесса Спецстроя. По словам Волосова, «это дало положительные результаты»: за три последних года было сдано «в восемь раз больше объектов, чем в период с 2009 по 2012 год» — их количество возросло с 220 до 1780. Среди них — важнейшие и сложнейшие объекты, построенные в интересах Минобороны, их около 80% от общего объема.

Положительную тенденцию отмечал в начале 2015 года и Роман Филимонов: «За последние два с половиной года удалось сделать революционный прорыв с точки зрения планирования и подготовки строительства», — рассказывал тогдашний глава департамента строительства Минобороны, поясняя, что в строительстве находились на тот момент порядка 4,5 тыс. комплексных объектов — и это только по части военных.

По итогам 2015 года министр обороны Сергей Шойгу докладывал о завершении обустройства четырех военных баз в арктических регионах, а также о начале строительства аэродрома и военного городка на острове Земля Александры. Министр сообщал о возведении военных объектов на островах Котельный, Врангеля, Средний, Новая Земля, мысе Шмидта и в поселке Алакуртти. «Всего за год построено более 600 основных объектов военной инфраструктуры общей площадью более 2,5 млн кв. м. Эксплуатационные затраты снижены на 30%. Ни один поступивший в войска ракетный комплекс не остался под открытым небом. В полном объеме завершено возведение объектов инфраструктуры Военно-морского флота для базирования новых подводных лодок в Гаджиево и Новороссийске», — доложил об успехах развития военно-строительного комплекса Шойгу на итоговой коллегии 2015 года под руководством президента.

Глава военного ведомства рассказал и об экономии более 5 млрд руб. за счет введения в 2014 году типовых стандартов и проектов строительства.

В планах на 2016 год у Минобороны стоит строительство еще более 600 основных объектов военной инфраструктуры, обустройство 142 военных городков и создание на аэродромах современных укрытий для поступающих по госпрограмме вооружений современных самолетов.

Отказ от аквапарков и субподряда

Как сообщил «Газете.Ru» источник в Спецстрое, реформированное федеральное агентство полностью откажется от строительства жилья военнослужащим, социокультурных объектов и социальной инфраструктуры.

«Мы больше не будем строить и обслуживать школы, детские сады, объекты типа аквапарка в городе Мирный», — сказал собеседник.

Напомним, что в 2015 году в закрытом городе Мирный в Архангельской области, где проживают военнослужащие космодрома Плесецк, велось строительство микрорайона из пяти жилых домов на 2 тыс. квартир, спортивно-оздоровительного комплекса-аквапарка «Спутник», а также реконструкция гарнизонного стадиона и Дома офицеров.

Собеседник также пояснил, что ведомство «прекращает привлекать субподрядные организации», все будет строиться своими силами и своей техникой. «В силу того что агентство сконцентрируется на строительстве специальных государственных объектов, оно откажется от привлечения субподрядных организаций, кроме тех случаев, когда субподрядчик исполняет какие-то очень узкоспециализированные технологичные работы. Отказываются и от участия в строительстве тех объектов, где идет постройка оборудования, где Спецстрой был бы в роли посредника, — такие объекты были, мы будем от них уходить», — сказал он.

Сосредоточится «новый Спецстрой» на возведении объектов военного назначения, сложных закрытых объектах (таких как радиолокационные станции, включая РЛС «Воронеж» в нескольких регионах страны, и специальные объекты типа узла системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) в подмосковном Софрино), хранилищах для техники, гидротехнических объектах (например, Геопорт в Новороссийске, где требуется вести подводное строительство), объектах «Росатома» (таких как ядерный центр в городе Сарове), Минпромторга (программа ликвидации химического оружия), оборонно-промышленного комплекса (например, заводы в Нижнем Новгороде).

Отдельно стоит отметить еще два направления деятельности, носящие сегодня приоритетный характер: это строительство арктических военных объектов и стройка века — космодром Восточный.

«Открытым остается вопрос о строительстве военных городков (не арктических): если взять городки, это пока открытая тема, что касается общежитий и подобного жилья, то этот вопрос в процессе решения», — сказал источник.

На Восточном сейчас уже построены объекты, обеспечивающие пуск ракеты-носителя, но это не все объекты первой очереди, ее строительство продолжается. «Дальше будут решаться вопросы по строительству второй очереди. Предполагается создать управление, которое будет ориентировано именно на строительство объектов второй очереди», — добавил собеседник «Газеты.Ru».

К концу марта Спецстрой подготовит предложения по новой структуре, тому, как будет строиться система управления, а также по вопросам перспектив нормативно-правового регулирования.

31 марта 2016 года Спецстрой России отметил 65-ю годовщину со дня образования. В честь этого знаменательного события в Центральном академическом театре Российской Армии прошел праздничный концерт, а также чествование победителей конкурса профессионального мастерства

В торжественном мероприятии принял участие министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу, который поздравил военных строителей и провел церемонию награждения.

«Обустройство армии – это важнейшая, огромная задача, которая стоит перед вами, да и перед всей страной. Вам доверяют и многого от вас ждут», – заявил Сергей Шойгу.

«Сегодня я хотел бы всем вам пожелать новых побед, новых успехов, новых строек и возвращения того хорошего, доброго времени, когда у строителей было праздников больше, чем у всех остальных. Потому что каждый ввод объекта – это праздник, это достижение, победа, преодоление, новая ступень в развитии нашей страны, а в нашем с вами случае – в развитии Вооруженных Сил Российской Федерации», – поздравил строителей глава военного ведомства.

После этого на сцене ЦАТРА состоялась церемония вручения государственных наград за заслуги в строительстве, укреплении обороноспособности страны, многолетний добросовестный труд и высокие личные показатели в служебной деятельности.

Справка. История Спецстроя России ведет свое начало с 31 марта 1951 года, когда постановлением Совета Министров СССР в составе МВД СССР было создано Управление строительства №565, главной задачей которого стало сооружение первой в мире зенитно-ракетной системы противовоздушной обороны вокруг г. Москвы – «Беркут». Реализация столь масштабного проекта подразумевала строительство боевых позиций зенитно-ракетных комплексов, кольцевых дорог, а также военных городков и баз хранения ракетного оружия.

Сегодня на счету Федерального агентства специального строительства тысячи уникальных и часто секретных объектов. Среди них – возводимые в различных регионах России в рамках государственного оборонного заказа и федеральных целевых программ военно-морские базы, космодромы, позиции Ракетных войск стратегического назначения, радиолокационные станции. Строятся военные городки для армейских гарнизонов, арсеналы для хранения боеприпасов и парковые зоны для обслуживания техники, полигоны, причалы и аэродромы, предприятия военно-промышленного комплекса, кадетские училища и корпуса военных вузов.

С 1960 года Спецстрой России принимает активное участие в развитии производственных мощностей предприятий авиастроения. За прошедшие годы специалистами агентства построены сотни различных зданий и сооружений для ведущих конструкторских бюро страны: А.Н. Туполева, В.М. Мясищева, С.В. Ильюшина, А.И. Микояна, А.С. Яковлева, П.О. Сухого, С.А. Лавочкина, И.И. Торопова, М.Л. Миля, Н.И. Камова.

Спецстроем России также возведено градообразующее предприятие г. Верхней Салды – корпорация ВСМПО-АВИСМА, крупнейший в мире производитель титана для авиакосмической индустрии, являющийся стратегическим поставщиком изделий из титана для более чем 300 компаний в 48 странах мира, включая ведущие авиастроительные компании.

Спецстрой России внес весомый вклад в изучение и освоение космического пространства. Строители специального назначения участвовали в реализации программы первых полетов в космос и создания многоразовой системы «Энергия – Буран», в развитии всех отечественных космодромов, возвели сотни комплексов сооружений для предприятий аэрокосмической отрасли. С 2005 года работают на космодроме Плесецк, с 2011 года возводят новую космическую площадку – Восточный.

Спецстрой России активно создает объекты атомной отрасли, электронной и пищевой промышленности, промышленности строительных материалов и машиностроения.

Благодаря построенным спецстроевцами объектам стало возможным проведение научных исследований в области физики, химии, биологии и других наук, появились сотни промышленных предприятий, производящих продукцию различного назначения, построено несколько объектов атомного комплекса на территории Северо-Западного и Сибирского федеральных округов, в том числе Железногорский горно-химический комбинат, НИТИ имени А.П. Александрова и Ленинградская атомная электростанция в г. Сосновый Бор, Петербургский институт ядерной физики имени Б.П. Константинова в г. Гатчине, сооружения по отгрузке и хранению отработанного ядерного топлива в Архангельской области, Всероссийский институт легких сплавов, комплекс научно-исследовательских институтов в г. Черноголовке Московской области.

Благодаря высокой мобильности Спецстрой России способен оперативно приступить к ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций, будь то землетрясение, сход ледника или наводнение. Он участвовал в восстановлении объектов жизнеобеспечения в Чеченской Республике, Южной Осетии, пострадавшей от грузинской агрессии, возводил здания федеральных органов исполнительной власти в разрушенном землетрясением г. Невельске.

Спецстрой России продолжает успешно выполнять поставленные государством задачи, при этом стремительно наращивая объемы работ. Если еще в 2012 году строителями было ввеено в эксплуатацию около 80 объектов, в 2013 году – порядка 180, в 2014 году – 813. В 2015 году Спецстроем России велась работа по реконструкции и сдаче в эксплуатацию 1331 объектов – 14079 комплексных зданий и сооружений.

Наибольший объем работ выполняет в интересах Минобороны России. Важнейшее направление – продолжение модернизации инфраструктуры всех родов войск и видов Вооруженных сил Российской Федерации, в том числе и социально-бытовых условий военнослужащих.

Четвертую часть производственной программы Спецстроя России формируют объемы работ, выполняемые в интересах федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации. Среди крупнейших заказчиков – Роскосмос, Минпромторг, Росатом, Ростех, Минтранс, Россотрудничество, ФСК «Единая Энергетическая Система», Служба внешней разведки.

Министр обороны России Сергей Шойгу объявил сегодня о ликвидации подконтрольного военному министерству Федерального агентства по специальному строительству(Спецстрой), которое заменят восемь отраслевых федеральных государственных унитарных предприятий.

Ликвидация «Спецстроя» должна решить проблемы военного строительства

Эти предприятия должны будут сосредоточиться на строительстве специальных объектов, необходимых для нужд Министерства обороны РФ.

По словам Шойгу, это решение связано с преодолением причин срыва сроков строительства и ввода в эксплуатацию специальных объектов, а также решения таких задач, как сокращение дебиторской задолженности и устранения сверхлимитного финансирования.

По этой причине, Спецстрой, как структура, упраздняется, а оставшиеся предприятия вводятся в состав Российских вооруженных сил.

Эта мера, по мнению Шойгу, исключит промежуточные звенья, а также посредников при реализации госконтрактов на строительство военных объектов.

Шойгу не против вернуть МЧС в состав Минобороны

Кроме того, это решение продолжило давние инициативы Минобороны по увеличению практических возможностей военного ведомства и возвращения ему тех многих компетенций, которые у него были в распоряжении до событий 1991 года.

Достаточно вспомнить другую известную инициативу Шойгу по МЧС и возвращению подразделений этой полувоенной структуры в штат Министерства обороны.

Решение Шойгу больше относится к экономике, чем к армии

Сотрудник Центра анализа и технологий капитан третьего ранга в отставке Максим Шеповаленко в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что все это по большей части экономическая проблема, чем военная.


Сотрудник Центра анализа и технологий капитан третьего ранга в отставке Максим Шеповаленко

«Об этом событии сложно судить с военной точки зрения, поскольку все это не входит в компетенцию армейских частей. Другой вопрос, есть ряд сомнений, которые выражаются в том, что любая система по мере своего усложнения постепенно перестает эффективно работать. Это не значит, что управляемая система должна быть обязательно простой, но у монструозных структур есть существенные недостатки», - заключает Шеповаленко.

По словам Шеповаленко, такие громоздкие системы, причем некоторые аспекты деятельности Советской армии – тому являются доказательством, могут давать сбои в плане практической реализации многих проектов.

«Другой вопрос, что все эти вопросы по «Спецстрою» больше связаны с внутриэкономическими аспектами государственного управления, а не непосредственно с войсками», - констатирует Шеповаленко.

Шойгу подтверждает стиль своего управления


Шойгу выбрал удобную себе стратегию управления военным ведомством

Экономист Дмитрий Адамидов в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» отметил, что эта инициатива по «Спецстрою» больше связана со стилем управления самого Шойгу, чем с прикладной экономикой.

«У Шойгу сформировался определенный стиль управления, который на деле заключается в том, что он строит структуру под себя. Он просто для себя считает, что так действительно будет удобней», - резюмирует Адамидов.

По мнению Адамидова, главный вопрос во всей этой истории – очень простой, и он заключается в ответственности, поскольку строительство всегда сопровождается огромным количеством проблем и требует эффективного управления, поэтому основное качество менеджера здесь заключается в умении решать проблемы.

«Шойгу просто считает, что путем этих структурных манипуляций, он получит более управляемых строителей и сможет сменить руководство «Спецстроя» так, как ему это необходимо», - заключает Адамидов.

По словам Адамидова, «визитка» этих структур и кому они подчиняются – это уже не так важно, просто Шойгу решил, что так будет удобней лично ему.

Экономика здесь не на первом месте


«Спецстрой», как единая структура, сегодня был ликвидирован Шойгу

«Здесь не надо забывать, что у военных основным критерием выступает не экономический вопрос, а обороноспособность, что значит наличие возможности наиболее эффективно решить поставленную задачу при строительстве нужных армии объектов», - констатирует Адамидов.

Поэтому, как считает Адамидов, раз военные считают, что так будет надежней, то они так и делают и совершенно не оглядываются на экономику.

«Это, конечно, не является панацеей, просто схему управления Шойгу в этом вопросе предложил именно такую», - резюмирует Адамидов.

Так что, перед нами чисто организационное решение, которое зависит от тех задач, что поставил перед собой текущий министр обороны.

Такой порядок управления принят не навсегда


Космодром «Восточный» также строили подразделения «Спецстроя»

Не надо думать, что такая система управления останется статичной на долгие годы – ведь здесь могут произойти практически любые изменения, а эта проблема вместе со многими другими вопросами опять будут переданы сторонним или даже гражданским структурам.

Здесь возможно практически все, и все зависит от того, как видит того или важного вопроса военное руководства в среднесрочной перспективе.

«Есть кадры и механизмы влияния – ты делегируешь полномочия, нет – забираешь их обратно. Просто плохо строить и воровать можно и при той схеме, и при этой. Все это не зависит напрямую от того, каким образом такие структуры подчиняются Минобороны. Так что, эта схема ничего не гарантирует, просто наше военное руководство решило, что при новой схеме, ему будет лучше и проше работать, а также эффективно решать конкретные инфраструктурные задачи», - заключает Адамидов.