Библия онлайн. Толкование Евангелия от Луки Евангелие от луки гл 17

И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:

ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.

Тáк же, кáк было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;

но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;

так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.

В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.

Вспоминайте жену Лотову.

Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.

Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится;

две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится;

двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.

На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.

Толкование Феофилакта Болгарского

И здесь Господь указывает на внезапность и неожиданность Своего пришествия. Ибо как при Ное внезапно пришел потоп и погубил всех, так будет и пришествие Его. Примерами этими, то есть примером людей предпотопных и содомлян (пред пожаром), намекается и на то, что в пришествие антихриста между людьми умножатся все неприличные удовольствия, что люди будут распутны и преданы преступным удовольствиям, как и апостол сказал, что «в последние дни… люди будут… более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2 Тим. 3:1-2, 4). И неудивительно, что при царстве обольстителя процветет зло. Ибо он есть пристанище злобы всякого греха. Что же иное постарается он вселить в жалкое поколение тогдашних людей, как не свои свойства? Ибо от нечистого, что может сделаться чистым? Итак, люди погрязнут тогда во всяком чувственном наслаждении, подобно как при Ное, и не будут ожидать никакой неприятности, даже не поверят, если кто-нибудь заговорит им о приключении какой-либо беды, подобно людям, жившим в дни Ноевы и во дни Лотовы.

Лк.17:31. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их;

В тот день пришествия антихристова «кто будет на кровле», то есть на высоте добродетели, тот не сходи с оной, не спускайся за каким ни есть житейским предметом. Ибо все житейские предметы называются сосудами для человека, служащими иному к добродетели, а иному к злодеяниям. Итак, стоящий на высоте добродетели, не сходи ни за чем житейским и не спадай со своей высоты, но противься злобе и не ослабевай.

и кто будет на поле, также не обращайся назад.

Подобно и тот, «кто будет на поле», да не обращается назад. Ибо находящемуся в поле, то есть в мире сем возделывающему добродетель не должно обращаться назад, но должно простираться вперед, как и в другом месте сказано: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62).

Лк.17:32. Вспоминайте жену Лотову.

Господь представляет в пример жену Лотову. Она, обратившись назад, стала соляным столпом (Быт. 19:26), то есть, не удалившись от злобы, осталась при ее солености, сделавшись совершенно злой, и, погрязнув и оставшись во зле, составляет памятник поражения, которое она потерпела.

Лк.17:33. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.

Потом Господь присовокупляет относящееся также к вышесказанному: «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее». Никто, - говорит, - в гонение антихриста не старайся сберегать свою душу, ибо таковой погубит ее. А кто предаст себя на смерть и вообще на бедствия, тот спасется, не преклоняясь пред мучителем из любви к жизни. Выше Господь сказал, что стоящий на высоте добродетели не должен сходить с оной за житейскими предметами, не должен увлекаться ни приобретением, ни имуществом и из-за них ослабевать в борьбе. Подобно и теперь, простираясь далее, говорит: и что Я говорю, не сходи за сосудами? Нет, не оставляй добродетели и из-за внешних благ, ни даже из-за самого сбережения души не решайся преклониться пред обольстителем и гонителем.

Евангелист Матфей (Мф. 24) говорит, что все это Господь сказал о пленении Иерусалима, намекая на осаду от неприятелей и на то, что при нашествии римлян должно бежать от них без оглядки: находящимся на кровле не нужно сходить в дом, чтобы взять что-нибудь из житейского, но должно тотчас бежать, ибо тут не время спокойствия, чтобы собирать сосуды; равным образом, находящимся в поле не нужно возвращаться домой, а даже и тому, кто будет дома, нужно бежать. Ничего впрочем нет удивительного, если это сбылось при взятии Иерусалима и опять сбудется в пришествие антихриста, особенно же, если пред самым временем кончины (мира) имеет быть невыносимо тяжела скорбь.

Лк.17:34. Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится;

И отсюда мы научаемся тому, что пришествие Господа воспоследует неожиданно и внезапно. Ибо сказание, что «двое… будут… на одной постели», показывает беззаботность людей. Равно и молотье обозначает неожиданность пришествия. Научаемся еще и тому, что пришествие последует ночью. Итак, Господь говорит, что и из богатых, покоящихся на постели, одни спасутся, а другие нет. Некогда Господь говорил, что богатые с трудом спасаются (Мф. 19:23-24). Теперь Он показывает, что не все богатые погибают, не все бедные спасаются, но и из богатых один возьмется и будет восхищен «в сретение Господу» (1 Сол. 4:17), как легкий духом и небесный, а другой оставится внизу, как осужденный.

Лк.17:35. две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится;

Лк.17:36. двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.

Подобным образом и из бедных, которые означены мелющими, один спасется, а другой нет. Ибо не все бедные праведны: иные из них бывают воры и подрезывают кошельки. Молотьем указывается на многотрудность жизни бедных.

Лк.17:37. На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.

Когда ученики спросили Господа, куда взяты будут сии, Он отвечал: «где труп, там… и орлы»; то есть, где Сын Человеческий, там все святые, легкие и высоколетающие, тогда как грешники тяжелы и потому остаются нанизу. Как тогда, когда лежит мертвое тело, все плотоядные птицы слетаются к нему, так и тогда, когда явится с небес Сын Человеческий, умерший за нас и вмененный в труп, соберутся все святые и самые Ангелы. Ибо с ними придет Он в славе Отца и в несказанном блистании. Хотя Он наименовал это время ночью, но Он назвал его так потому, что оно неожиданно и что грешников тогда обнимет тьма. Но праведникам свет воссияет, да и сами они просветятся, как солнце (Мф. 13:43).

е. Учение Иисуса об ответственности перед людьми и перед Богом (17:1-10)

Лук. 17:1-4 . Иисус говорил ученикам Своим об ответственности человека перед другими людьми (стихи 1-4) и перед Богом (стихи 6-10). Из Его слов Наблюдайте за собою (стих 3) следует, что особенно Он предостерегал учеников не подавать соблазна (т. е. повода к согрешению) кому бы то ни было. Вовсе избежать соблазнов в земной жизни невозможно, подчеркивал Он, но горе тому, чрез кого они приходят.

Лучше такому человеку быть утопленным в море с мельничным жерновом на шее, чем нанести духовный ущерб (здесь буквально "подтолкнуть к греху") кому-либо из малых сих (т. е. людям, которые, подобно маленьким детям, беспомощны в очах Божиих - Лук. 10:21). Представляется, что здесь под "грехом" или "согрешением" (вследствие "соблазна") Иисус подразумевал недостаточность или утрату веры в Мессию.

Ведь книжникам и фарисеям Он прямо сказал, что они не только сами отказываются войти в Царство Божие, но и желающим войти препятствуют (Лук. 11:52). Верующим же в Него следовало не только не подавать другим повода к согрешению, но и нейтрализовывать грех, прощая их вину другим (17:3-4). Если… брат твой виновен перед тобою, выговори ему, и если покается, прости ему. Прощать следует вновь и вновь. Семь раз в день здесь образ полноты (т. е. прощать надо постоянно).

Лук. 17:5-10 . Здесь Иисус говорит об ответственности верующих перед Богом. Первой их обязанностью перед Ним является вера. Когда ученики попросили умножить их веру, Он дал им понять, что они нуждаются не в большем количестве веры, а, так сказать, в качественности ее. Даже вера с зерно горчичное (самое маленькое из семян; сравните 13:19) может творить великие чудеса, например, вырвать из земли смоковницу без применения физической силы (стих 6).

Вторая обязанность верующего - смиренное служение Богу (стихи 7-10). Последователям Христа, делающим то, что они обязаны делать, не надо ожидать за это особой похвалы. Как не ожидает ее раб, исполняющий положенную ему работу. Подобно этому и ученикам необходимо сознавать себя перед Богом "рабами, ничего не стоющими".

4. УЧЕНИЕ ИИСУСА О ЦАРСТВЕ И ОБ ОТНОШЕНИИ ВЕРУЮЩИХ К НЕМУ (17:11 - 19:27)

В этом разделе Лука повествует о целом ряде событий, случившихся на пути Христа в Иерусалим. На примере их Он учит апостолов правильному отношению к Царству Божиему.

а. Благодарный прокаженный (17:11-19)

Лук. 17:11-14 . Иисус проходил между Самариею и Галилеею. По просьбе десяти прокаженных Он исцелил их, не приближаясь к ним. В Евангелии от Луки это второй случай, когда прокаженные были исцелены Иисусом (5:12-16). Как и в первый раз, Он повелел прокаженным пойти показаться священникам. И когда они пошли, то по дороге очистились от проказы, т. е. стали ритуально чистыми.

Лук. 17:15-19 . Но лишь один из исцеленных, иноплеменник, Самарянин, возвратился, чтобы возблагодарить Иисуса. Только он осмыслил значение того, что сделал для него Иисус. Прославляя Бога, он пал ниц к ногам Христа, может быть, поверив, что Он и есть Бог. Однако Лука не говорит, уразумел ли он, что Иисус - Мессия.

В том, что девять других не возвратились поблагодарить Христа, видится символика отвержения Его израильским народом, который шел к Нему за исцелениями и охотно принимал пищу из Его рук, но признать в Нем Мессию не пожелал. Напротив, не принадлежавшие к еврейскому народу (их представляет прокаженный самарянин - существо дважды презренное в глазах евреев), благодаря, "падали ниц" перед Христом.

б. "Царство Божие - среди вас" (17:20-37)(Матф. 24:23-28,37-41)

Лук. 17:20-21 . Один из фарисеев спросил Иисуса, когда придет Царствие Божие. Вопрос этот был логичным, поскольку Иисус постоянно повторял, что Царство приблизилась. Ответ Христа как бы распадается на две части. Вначале Он говорит фарисеям, что Царство не придет явно, приметным для них образом. Но затем произносит: вот, Царствие Божие внутрь вас есть. "Внутрь вас" часто понимают неверно. Как о явлении духовном Христос не мог говорить фарисеям, отвергавшим Его, что Царство Божие "есть в их душах" (распространенное, во неверное (в данном случае) толкование).

Скорее, Он говорил, подразумевая Себя, что "вот, Царство Божие посреди вас", а вы и не замечаете его. Между тем, Он, олицетворяющий новую жизнь и новое миропонимание, которые "обозначает" как Царствие Божие, стоит среди них, и все, что от них требуется, -это признать Его Мессией, с Которым Царство Его, и тогда оно придет.

Лук. 17:22-25 . Затем, обращаясь уже к ученикам (возможно, оставшись наедине с ними), Иисус дает им несколько пояснений относительно Царства Божия. Он говорит, что наступает время, когда они захотят хотя на один день увидеть Сына Человеческого, но не увидят (стих 22). Потом Он сообщает ученикам, что в назначенный для этого момент Царство придет зримо для всех (стихи 23-24).

Оно уже не будет неким скрытым явлением (т. е. только духовным, внутренним). Господь сравнивает Свое появление (или что то же самое - появление видимого всем Царства Божиего) с молнией, перерезающей небо от края… до края (стих 24; сравните Матф. 24:27,30). Наконец, Иисус говорит ученикам, что прежде, чем это произойдет Ему надлежит пострадать (стих 25).

Лук. 17:26-27 . Продолжая эту тему, Иисус сравнил наступление Царствия Божиего с внезапностью потопа во дни Ноя и суда над Содомом и Гоморрою (стих 29). Обращаясь к этим двум событиям, Он показывает ученикам Царство в его "карающем аспекте". Когда Он придет, чтобы установить Царство Свое, люди сначала подвергнутся суду, в процессе которого выяснится, кто может, а кто не может войти в него. В этом разделе (стихи 26-36) Иисус говорит не о восхищении Церкви, но о суде перед "допуском" в Царство Божие.

Он напоминает ученикам, что во дни Ноя люди не ожидали катастрофического наводнения, и потому потоп… погубил всех (Быт. 6 гл.). То же произойдет и перед внезапным явлением Царства - люди не будут к этому готовы.

Лук. 17:28-33 . Так же, как не были готовы к суду жившие во дни Лота; безразличные ко всему, что не было связано с их материальным благополучием, они ели, пили, покупали, продавали, садили, строили… (Быт. 19 гл.). Они жили во грехах и позабыли о Боге. Почему и были истреблены. Иисус заявил своим последователям, что если будут чрезмерно привязаны к своему земному богатству в пору наступления Царствия Божия, то уподобятся жене Лотовой, т. е. подвергнутся такому же, как она, "осуждению". Где бы ни находились люди в тот день, - в поле ли на работе, или на кровле своего дома (возможно, отдыхая на плоских крышах своих домов), им не следует бросаться в дома, чтобы спасти свое имущество. Ибо любая задержка может стать роковой.

Предупреждение Христа в стихе 33 "сберегающим душу свою, которые погубят ее", здесь, видимо, подразумевает их желание сберечь, спасти свое земное богатство; отсюда сравнение с "женой Лотовой", которая обернулась назад, к своему дому, горюя об оставленном имуществе, и, как известно, погибла.

Лук. 17:34-36 . Тут речь о "взятии" людей на суд. В одной части света это случится ночью, когда люди будут спать (будут двое на одной постели), а в другой - днем (две будут молоть вместе… Двое будут на поле, когда они будут заниматься своими повседневными делами. Слово возьмется не означает восхищения Церкви, но именно - "взятие на суд". "Оставшиеся" же войдут в Мессианское Царство Христа. (Любопытно, что сказанное в стихе 36 имеется лишь в некоторых древних манускриптах. Возможно, эти слова были в какой-то момент добавлены - для согласованности с Матф. 24:40.)

Лук. 17:37 . Вопрос учеников, обращенный к Иисусу, очевидно, подразумевает: где будет происходить это отделение одних от других? Загадочный Его ответ толкуют по-разному. Но представляется, что смысл его в следующем: везде, где будут жить люди, будут те, что подлежат суду, и те, что войдут в Царство. Злых, обреченных на суд, Он уподобляет "трупу", привлекающему к себе птиц, питающихся падалью (надо думать, что орлы символизируют в данном случае именно таких хищных птиц, а те, в свою очередь, - суд; сравните Матф. 24:28; Откр. 19:17-19).

Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».

1. Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;
2. лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.
3. Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
4. и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», - прости ему.
5. И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.
6. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас.
7. Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: «пойди скорее, садись за стол»?
8. Напротив, не скажет ли ему: «приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам»?
9. Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? не думаю.
10. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».
11. Идя в Иерусалим , Он проходил между Самариею и Галилеею.
12. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
13. и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
14. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
15. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
16. и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин .
17. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
18. как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
19. И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
20. Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,
21. и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.
22. Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;
23. и скажут вам: «вот, здесь», или: «вот, там», - не ходите и не гоняйтесь,
24. ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.
25. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.
26. И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:
27. ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
28. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;
29. но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;
30. так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.
31. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.
32. Вспоминайте жену Лотову.
33. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.
34. Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится;
35. две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится;
36. двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.
37. На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.

1–10. Наставления ученикам. – 11–19. Десять прокаженных. – 20–24. О втором пришествии Сына Человеческого.

Лк.17:1. Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;

Следующие наставления Христа ученикам стоят вне связи с предшествующей притчей. Евангелист Лука просто приводит здесь те речи Христа, какие он счел нужным сообщить своим читателям, не ставя их в связь одну с другою. Все попытки установить такую связь представляются очень неестественными. По большей части изречения эти уже встречались в Евангелиях Матфея и Марка. Так, настоящий стих представляет собой повторение Мф. 18:7.

Лк.17:2. лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.

(См. Мф. 18:6).

Лк.17:3. Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;

Лк.17:4. и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему.

«Наблюдайте за собою». Господь только что сказал о соблазнах, которые могут выпасть на долю Его учеников со стороны других людей. Теперь Он внушает им, что и они сами могут подать другим повод к соблазну, если не будут обнаруживать прощающей любви в отношении к согрешающему брату.

«Если же согрешит против тебя...» (см. Мф. 18:15).

«И если семь раз...» (см. Мф. 18:21-22).

«Обратится», т.е. вернется назад, предварительно с гневом уйдя от тебя.

Лк.17:5. И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.

Лк.17:6. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.

Апостолы, очевидно, просят об усилении в них чудодейственной веры, которая им представлялась даром Божиим (ср. 1 Кор. 13:2). Господь отвечает им, что это не особая какая вера, а высшее развитие обыкновенной веры. Если они будут иметь такую простую веру, то уже будут в состоянии творить чудеса (см. Мф. 17:20). Здесь вместо «горы» упоминается «смоковница», но мысль от этого не изменяется.

Лк.17:7. Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?

Лк.17:8. Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?

Лк.17:9. Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.

Лк.17:10. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

Притча о рабах, ничего не стоящих, находится только у одного евангелиста Луки. Связь с предыдущим установить здесь невозможно. Господь рисует здесь картину возвращения раба с тяжелой работы на ниве или же с пастбища. Господин раба, не обращая внимания на усталость раба, велит ему приготовить для него, хозяина, ужин и служить ему подпоясавшись. И потом, когда раб исполнит приказание господина, этот последний и не подумает поблагодарить его. Притчу эту Господь сейчас же и разъясняет. Ученики Христа также должны чувствовать себя рабами Божиими. Когда они исполнят свой долг пред Богом, то пусть не рассчитывают на какую-либо награду. Награда, может быть, и будет дана, но они сами, в чувстве смирения, должны сознавать, что они рабы, ничего не стоящие, т.е., конечно, не стоящие особых наград. Впрочем, в некоторых древних переводах, именно, сирийских, этого выражения «ничего не стоящие» не имеется, там стоит одно слово «рабы» . И. Вейс полагает, что это выражение вставлено здесь на основании Мф. 25:26 (а лучше, кажется, предположить на основании Мф. 25:30, где встречается это самое выражение).

Лк.17:11. Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею.

Евангелист Лука опять повторяет, что Христос идет в Иерусалим, направляется к Иерусалиму, хотя это шествие очень медленно. Так, в настоящем случае Господь проходит по линии, разграничивавшей две области – Самарию и Галилею. О Самарии евангелист упоминает и притом ставит ее на первый план для того, чтобы объяснить, каким образом в числе десяти прокаженных, девять из которых были иудеи, очутился один самарянин.

Лк.17:12. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

Лк.17:14. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

Лк.17:15. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

Лк.17:16. и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

Лк.17:17. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

Лк.17:18. как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

Лк.17:19. И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

При входе в одно селение Христа встретило десять прокаженных (см. Мф. 8:2). Они стояли вдали, потому что закон запрещалим приближаться к здоровым людям, чтобы не заразить последних (Лев. 13:46), и громко говорили Христу, чтобы Он помиловал их. Ясно, что у них была некоторая вера в Христа, как Богопосланного пророка. Господь в ответ им повелевает идти и показаться священникам. Очевидно, Он этим самым давал им понять, что они сейчас исцелятся, что уже начался сам процесс исцеления и что они, как только дойдут до священников, окажутся совершенно здоровыми. Прокаженные поверили Господу и пошли, чтобы священники посмотрели на них и объявили их выздоровевшими (Лев. 14:3-4). Куда, к какому священнику пошел самарянин, не сказано, но, несомненно, к своему самарянскому. И вот на дороге оказалось, что все действительно освобождены от проказы. Это было великим чудом, и, конечно, все исцеленные должны бы были поскорее вернуться ко Христу, чтобы возблагодарить Его и через Него – Бога за полученное исцеление. Но только один из исцеленных скоро, повидимому, и не дойдя до священника, вернулся, и это был самарянин. Христос, отметив неблагодарность исцеленных иудеев, обращается к иноплеменнику (ἀλλογενής, ср. Мф. 10:5) с успокоительными словами, указывая ему, что, собственно спасло его. Этот факт евангелист Лука сообщает, очевидно, с той целью, чтобы показать, что язычники – самарянин был близок к ним, по крайней мере, по своему происхождению – оказывались более способными оценить блага открывшегося Царства Божия, чем иудеи, которые давно уже были подготовляемы к принятию этого Царства.

Лк.17:20. Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,

Лк.17:21. и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

На вопрос фарисеев, когда, по мнению Христа, придет Царство Божие, т.е. что может сказать Христос о знамениях и условиях наступления этого Царства, Господь отвечает, что оно не придет «приметным образом» (μετὰ παρατηρήσεως), т.е. так, чтобы пришествие его можно было определить по бросающимся в глаза приметам. Этим Господь обозначает духовный характер основанного Им Царства, пришествие которого поэтому не поддается человеческому наблюдению и, следовательно, не может быть отнесено к определенному моменту (ср. стих 20, πότε – «когда»).

«И не скажут...». Т.е. невозможно доказать наступление этого Царства по отдельным явлениям.

«Внутрь вас есть», т.е. между вами, в вашем кругу оно уже есть (ἐντὸς ὑμῶν ἐστιν), а вы, – мысленно прибавляет Господь, – его и не замечаете. Говоря это, Господь мог иметь в виду совершаемые Им чудеса и особенно изгнание бесов, которое свидетельствовало, как Он говорил и раньше, о том, что Царство Божие уже достигло до иудеев (см. Мф. 12:28). Некоторые толкователи (из древних – свт. Иоанн Златоуст и блж. Феофилакт) давали этому изречению другой смысл. По их мнению, Христос говорил здесь о том, что Царство Божие находится «в душах ваших». Но против такого толкования решительно говорит то, что речь Христа обращена к фарисеям, в душах которых Господь менее всего мог найти признаков наступления и результатов действия этого нового порядка жизни, которое Он обозначил именем Царства Божия.

Лк.17:22. Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;

Лк.17:23. и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, – не ходите и не гоняйтесь,

Лк.17:24. ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

Христос, может быть, по удалении фарисеев обращается к Своим ученикам с некоторыми разъяснениями по поводу поднятого фарисеями вопроса о наступлении Царства Божия. Он говорит об открытии этого Царства в его славном виде, что совпадет со вторым пришествием Сына Человеческого (этот «Сын Человеческий», следовательно, должен предварительно удалиться – намек на смерть Христа).

«Пожелаете». Это желание будет вызвано в учениках, вероятно, скорбями последних времен.

«Видеть хотя один из дней...» («хотя» – слово лишнее), т.е. увидеть (в смысле пережить, воспользоваться, ср. 1 Пет. 3:10) один из дней мессианского времени, чтобы отдохнуть от скорбей, но так как время пришествия Мессии еще не должно наступить, вы этого дня не увидите.

«И скажут вам...» (см. Мф. 24:23, 26).

«Как молния» (см. Мф. 24:27). Пришествие Мессии всем сразу будет видно, и не для чего будет узнавать от других об этом пришествии. Молния, о которой говорит Христос, необыкновенная – ее видно с одного края неба до другого (небесный свод по вавилонско-иудейскому представлению упирался своими двумя концами в землю).

«В день Свой», т.е. в день Своего пришествия для суда над миром (это выражение напоминает выражение пророков «день Иеговы», – см. Иоил. 1:15).

Лк.17:25. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.

(См. Мф. 16:21).

Лк.17:26. И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:

Лк.17:27. ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.

(См. Мф. 24:37-39).

Лк.17:28. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;

Лк.17:29. но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;

Лк.17:30. так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.

Это сравнение имеется только у одного евангелиста Луки.

О погибели Содома и Гоморры см. комментарии к. Быт. 19.

«Пролился» – правильнее: «пролил» (ἔβρεξε – ср. Мф. 5:45). Подразумеваемое здесь подлежащее – Бог.

«Явится» – точнее: «откроется (ἀποκαλύπτεται) во всем Своем величии». До тех же пор Он будет сокрыт на небе (ср. Кол. 3 и сл.; 2 Фес. 1:7).

Лк.17:31. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.

(См. Мф. 24:17-18).

Это наставление у евангелиста Луки имеет тот смысл, что нужно оставить все земное, для того чтобы быть готовым к встрече возвращающегося Мессии. Очевидно, евангелист Лука приводит это наставление ввиду изображенной выше (стихи 26–30) беззаботной жизни, какую будет вести человечество перед вторым пришествием Христовым.

Лк.17:32. Вспоминайте жену Лотову.

Жена Лотова приводится в пример привязанности к земному стяжанию, из-за которой она и погибла (см. Быт. 19:26).

Лк.17:33. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.

(См. Мф. 10:39).

По всей вероятности, это изречение здесь имеет отношение к предшествующему упоминанию о жене Лотовой. Та подумала об оставленном ею имуществе и, обернувшись по направлению к своему дому, погибла. Так погибнут – душевно – те, которые будут очень беречь свою телесную жизнь, когда Господь будет призывать Своих последователей к самопожертвованию.

Лк.17:34. Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится;

Лк.17:35. две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится;

Лк.17:36. двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.

(См. Мф. 24:40-41).

Стих 36 признается западными издателями Евангелий вставкой из Мф. 24:40. В Новом Завете св. Алексия этого стиха также не имеется.

Лк.17:37. На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.

17:2 соблазнил одного из малых сих. Имеются в виду дети и смиренные взрослые (ср. 10,21), которые пропали бы без Божией помощи.

17:4 семь раз в день. Эти слова не означают, что восьмое прегрешение уже не может быть прощено; напротив, прощать раскаявшегося следует всегда.

17:5 умножь в нас веру. Выслушав предыдущие слова Иисуса (ст. 3,4), ученики решили, что, лишь обладая великой верой, можно научиться так прощать.

17:6 если бы вы имели веру с зерно горчичное. В ответ на просьбу учеников Иисус говорит, что и малая вера может творить чудеса; важна не степень веры, а ее истинность.

17:11 Он проходил между Самариею и Галилеею. Иисус продолжает Свой путь в Иерусалим (см. ком. к 9,51). Поскольку группу евреев, направляющихся в священную столицу Израиля, в Самарии ожидал враждебный прием (9,51-53), Иисус проходит с учениками вдоль границ этой области.

17:12 десять человек прокаженных... остановились вдали. В соответствии с предписаниями закона, прокаженные должны были держаться в стороне от соплеменников (Лев. 13,46). Те, что встретили Иисуса, остановились от Него на таком расстоянии, чтобы Он слышал их слова, произнесенные громким голосом (ст. 13).

17:14 покажитесь священникам. См. ком. к 5,14.

17:16 пал ниц к ногам Его... это был Самарянин. Знаменательно, что из всех исцеленных возвратился поблагодарить Иисуса именно самарянин, от которого менее чем от других можно было ожидать выражения благодарности целителю-еврею.

17:19 вера твоя спасла тебя. Возможно, наградой за веру самарянина явилось не только исцеление от проказы, но и спасение души.

17:22 пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого. Возможно и другое прочтение - без "хотя". Речь, по-видимому, идет о торжестве Царства Божиего во Второе пришествие Христа (ст. 26,30). Все христианские поколения станут с нетерпением ждать, когда, по воле Господа, восторжествуют мир и справедливость.

17:23-25 Многие станут подпадать под соблазны лжемессий (21,8.9), однако подлинное пришествие Христа будет таково, что ни у кого не останется ни малейших сомнений в том, кто Он.

17:30 в тот день, когда Сын Человеческий явится. Речь идет о Втором пришествии Христа.

17:32 Вспоминайте жену Лота. Жена Лота уже находилась на пороге спасения, но обратила взор назад и погибла (Быт. 19,26).

17:33 Кто станет сберегать душу свою. Кто не захочет отречься себя.

17:34-35 Близкие отношения с кем-либо из спасенных не помогут в день пришествия.

17:37 где труп, там соберутся и орлы. Букв.: "Где тело, там и стервятники будут собраны". Смысл этой фразы в том, что приверженные плотскому, земному существованию на небо не попадут; они, подобно стервятникам, питающимся мертвечиной, будут есть не "хлеб жизни" в Царстве Божием, а поедать "мертвую плоть" своих "мертвых дел". См. также ком. к Мф. 24,28.