Дифференциация свистящих и шипящих звуков (по Ефименковой Л.Н). Тексты для автоматизации и дифференциации шипящих и свистящих звуков картотека по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему Развитие речи у детей

Произносить слоги, учиться различать звуки [С], [Ш].

са-ша
ша-са
са-ша-ша
сы-ши
ши-сы
СЫ-ши-ШИ
сэ-ше
ше-сэ
сэ-ше-ше
со-шо
шо-со
со-шо-шо
су-шу
шу-су
су-шу-шу
са-ша-са
ша-са-ша
сы-ши-сы
ши-сы-ши
сэ-ше-сэ
ше-сэ-ше
со-шо-со
шо-со-шо
су-шу-су
шу-су-шу

Произносить слова, учиться различать звуки [С], [Ш].

Саша, Сашенька, сынишка, старушка, солнышко, смешной, суша, сушка, старший, сушить, смешить, спешить, слушать, страшный, шест, шерсть, шалость, шелестеть, шесть, душистый, пушистый, трусишка, бесшумный.

Проговаривать предложения, учиться различать звуки [С], [Ш].

Саша съела шесть сушек. Из шалаша выскочила страшная крыса. Чуть слышно шелестят камыши и осока. Саша пошёл в лесок и собрал мешок сосновых шишек. У старушки шаль из красной шерсти. По шоссе спешат машины. Пушистая кошка бесшумно подкралась к мышке. Сынишка сочинил смешной стишок. Рядом с ромашками растёт душистый горошек. Сети сушатся на солнышке на шестах.

Открытое занятие на методическом объединение:

Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах

«В гости к бабушке- загадушке»

Учитель- логопед Сафина Л. А.

Организационная часть :

Логопед . Ребята. Посмотрите,к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети .Здороваются.

Логопед. Ребята,а вы любите сами ходить в гости?

Дети. Да.

Логопед. Я бабушка- загадушка., хочу вас пригласить к себе сегодня в гости. а живу я в красивом домике, рядом с волшебной полянкой. На этой волшебной полянке растет зеленая травка, потому что здесь тепло круглый год.

А отправимся мы туда по лесной тропинке, под веселую музыку.

Упражнение на координацию движений с речью.

Ты шагай, ты шагай. Дети ходят высоко поднимая колени

руки разведены в стороны

Ноги выше поднимай. Шагают на всей ступне, руки на поясе.

И топай по дорожке.

Веселей стучите ножки.

Ты беги, ты беги.

На носочках ты беги Бегут на носках руки согнуты перед груд.

И на пяточках пойдем.

Топать громко мы начнем Ходят на пятках руки за спиной.

Ты скачи,ты скачи, Скачут руки на поясе

На лошадке ты скачи.

Маршируй веселее. Маршируют.

Ножки топают дружнее.

Логопед . Вот мы и пришли. Посмотрите как красиво на моей полянке. Она действительно, волшебная. Как вы думаете почему?

Дети . Потому, что сейчас зима, а на полянке лето. Ребята отгадайте мою загадку: На полянке мы растем

Очень дружно мы живем

У нас ни пальцев нет, ни рук

Лишь только лепестки вокруг

(цветы)

Логопед . Посмотрите сколько красивых цветов, полюбуемся ими. Я для вас приготовила красивые цветы. Давайте понюхаем, как они пахнут.

Дыхательная гимнастика: «Ах, как пахнет!»

Вдох- вдыхаем «аромат» цветка, на выдохе произносим – «Ах, как пахнет!»

Упражнение выполняем 3-4 раза.

Логопед . А теперь давайте присядем на поляну и полюбуемся деревьями.

(рассматриваем части дерева: ствол, крона, корни).

Артикуляционная гимнастика: «Дерево».

Текст произносит взрослый

Движения или статичная поза

рук

языка

Однажды пальчики пошли в лес: топ -топ, топ - топ -топ.

Имитация ходьбы пальчиков в за данном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указатель ным

Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз

2. Подошли к опушке - ровной-ровной, гладкой-гладкой

Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены

Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе

3. На опушке - большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх.

Язык высовывается и напряженно тянется к носу.

4. Дерево растет

Руки тянутся вверх, к солнышку

Язык тянется к носу

5. Вот его крона

Пальцы чуть согнуты

Скругленные края языка загнуты вверх «чашечкой»

6. Крона состоит из веток и листьев

Пальцы напряженно вытянуты и широко расставлены. Ладони со единяются «чашечкой»

Язык в позе чашечки

7. Листья, которые так весело играют с ветерком летом, осенью опадают

Пальцы широко расставлены и по переменно двигаются. Кисти рас слаблены, руки свободно опущены вдоль туловища

Движения языком вверх-вниз (язык со скругленными краями). Язык расслабленно опускается на нижнюю губу

8. Вот его корни

Кисти рук тыльной стороной соеди няются у запястья, пальцы напря женно тянутся вниз

Язык напряженно тянется вниз

9. На дереве гнездо. В нем живет птица. Она то влетает в гнездо, то вылетает из него. Ей надо кормить птенцов

Руки соединяются ребрами ладоней «чашечкой». Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в сто роны.

Язык «чашечкой».
Язык движется вверх-вниз и попе ременно в стороны или убирается за зубы

А теперь сядем за столы.

Основная часть:

Логопед . Посмотрите на эти два предмета: справа от меня –сундук, слева- шкатулка. Повторите эти слова за мной.

Дети. повторяют.

Логопед . Скажите,чем эти два предмета отличаются друг от друга?

Дети: сундук больше,чем шкатулка. Шкатулка маленькая и очень красивая. У сундука есть замок….

Логопед . А в чем их сходство?

Дети. Они похожи на ящик с крышкой. В сундуке и шкатулке что-то хранят.

Логопед обобщает и уточняет значения данных слов (сундук-ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком; шкатулка- небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей.)

Логопед . Произнесите слово шкатулка и выделите первый звук.

Дети. Ш-ш-ш

Логопед . Кому мы подражаем когда произносим этот звук.

Дети . Так шипит змея.

Логопед . Показ буквы и уточнение артикуляции (что делают губы.когда произносим звук Ш – губы вытягиваются трубочкой, зубы сближены, а что делает язычок- язычок поднимается за верхние зубки -резцы).

Логопед . А теперь произнесем слово сундук и выделим первый звук.

Дети. С -с-с.

Логопед . Кому мы подражаем,когда произносим звук С.

Дети. Ветру.

Логопед . Да, так поет свою песенку ветерок. Показ буквы и уточнение артикуляции (что делают наши губки, когда мы произносим звук С- губы улыбаются, зубы смыкаются, а язычок лежит в низу и упирается в нижние зубки-резцы.)

Логопед. Сегодня мы будем, учиться различать звуки (Ш) и (С) Я для вас приготовила задание: нужно все картинки разложить в шкатулку и сундук. Если в слове слышится звук Ш, то картинку (предмет) положите в шкатулку, если слышите звук С, то в сундук.

Дети . Я положила носки в сундук. Я положил катушку в шкатулку… и т.д.

Логопед . Молодцы,справились с моим заданием.

Логопед . А теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка. Поиграем в игру «Ловишки».

Когда вы услышите слог со звуком Ш – нужно присесть, а когда услышите слог со звуком С- нужно встать и поднять руки в верх.(ша-са,су-шу, се-ше, ши-си, ос-ош, ыс-ыш, оша- ыса).

Логопед . Отдохнули, размялись. А теперь посмотрите внимательно на доску, что вы видите? Картинки. Постарайтесь объяснить каждое слово из пары, выделяя звуки Ш и С.

Уши- усы; маска- Машка; башня- басня; мишка- миска; крыса- крыша; кашка- каска; шитый- сытый.

Составить с каждым словом предложение.

Логопед . Молодцы и с этим заданием справились.

Логопед . Ребята отгадайте загадку.

Встает рано, ложится поздно,

Светит ярко, греет жарко.

Дети . Солнышко!

Логопед . Есть ли в этом слове звук Ш и С. Где стоит звук С?

Дети . В начале слова.

Логопед . А где стоит звук Ш?

Дети. В середине слова.

Логопед. Посмотрите на моё СОЛНЫШКО, чего у него не хватает?

Дети. Лучиков.

Логопед . Давайте поможем СОЛНЫШКУ и подарим ему лучики.

(На картоне желтого цвета дети заранее обводили свою ладошку и вырезали её ножницами.)

Логопед . Какое получилось солнышко.

Дети. Яркое, ласковое, лучистое, горячее, золотое, нежное, теплое….

(Когда ребенок говорит, логопед кладет ему в ладошку вязаное солнышко.)

Логопед. Отдохнем понежимся на солнышке. Я вас всех приглашаю на полянку.

Дети ложатся на ковер в свободных позах. Звучит фонограмма «Спокойное море».

Логопед. Будто мы лежим на травке,

На зеленой на муравке,

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко (длительная пауза).

Хорошо понежиться, полежать под лучами ласкового солнышка. Но пора вставать. (Дети встают)

Итог занятия:

Логопед. Понравилось вам у меня в гостях?

Дети. Да.

Логопед .Что необычное вы сегодня увидели?

Дети. Мы побывали в гостях у лета! Видели красивые цветы, грелись под лучами летнего солнышка!........


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [C] – .

Наш насос, наш насос

Надувает колесо:

С - С - С, С - С - С!

Как надует - так поедем

С другом на велосипеде.

(Выкладывается картинка большого насоса)

Это папа - насос. Давай вместе споем песенку большого насоса. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубки. Воздушная струя длительная, холодная, выходит по желобку по - середине языка. Звук [С] - твердый, глухой. Давай вместе споем песенку большого насоса.

(Выкладываются картинки с изображением маленьких насосиков)

А для маленьких колесиков

Звал сыночков он - насосиков.

Губы улыбаются. Кончик языка внизу, упирается в передние зубки. Средняя часть язычка поднимается вперед вверх. Воздушная струя длительная, холодная, выходит по желобку по - середине языка. Звук [СЬ] - мягкий, глухой. Повтори звук [СЬ].

1. Дифференциация изолированных звуков [С] - [СЬ].

Подними большой насос, если услышишь звук [С], маленький насосик, если звук [СЬ].

С, С, СЬ, С, СЬ, СЬ, С, СЬ.

2. Дифференциация звуков [С] - [СЬ] в слогах.

(Перед ребенком выкладывается лист бумаги с контурными изображениями больших и маленьких насосов, расположенных в два ряда).

Насосики очень любят рисовать.

Слушай внимательно слоги, повторяй и раскрашивай большой насос синим цветом, если услышишь звук [С], маленький насосик - зеленым, если услышишь звук [СЬ].

СА – СО – СУ – СЫ – СИ – СЕ – СЯ – СЮ

(Произносятся слоги с гласными А,О,У,Ы,И,У,Е,Я,Ю).

Повторяй за мной:

СА-СЯ-СА-СЯ АС-АСЬ-АС-АСЬ АСА-АСЯ-АСА-АСЯ

СО-СЁ-СО-СЁ ОС-ОСЬ-ОС-ОСЬ ОСО-ОСЁ-ОСО-ОСЁ

СУ-СЮ-СУ-СЮ УС-УСЬ-УС-УСЬ УСУ-УСЮ-УСУ-УСЮ

СЫ-СИ-СЫ-СИ ЫС-ЫСЬ-ЫС-ЫСЬ ЫСЫ-ЫСИ-ЫСЫ-ЫСИ

3. Дифференциация звуков [С] - [СЬ] в словах.

Маленькие насосики предлагают тебе поиграть с ними в игру

Подвижная игра "Прыгай, приседай". Услышишь в слове [С] - повтори, присядь и встань, а звук [СЬ] - повтори, а потом прыгай на месте.

СЫТЫЙ, СИНИЙ, ДОСКА, КИСЕЛЬ, ГУСЯТА, ПОЛОСА, БРОСЬ, ТРОС, ЛОСЬ, ЛИС.

4. Определение места звука в слове.

Хозяин насосов – дедушка, любит рассматривать картинки и играть в игры с картинками.

Послушай слова и определи, на каком месте находится звук [С] или [СЬ]: в начале, середине или конце слова, и положи кружок нужного цвета в соответствующую клетку. Песенку папы - насоса будем обозначать кружочком синего цвета. А песенку насосиков кружками зеленого цвета.

(Перед ребенком таблица из трех окошек, поочередно выкладываются картинки).

СОМ, СИТО, ПЕС, ХВОСТ, ОСИНА, НОС.

(Ребенок определяет какой в слове звук, выбирает нужный кружок, кладет в клетку).

5. Дифференциация звуков [С] - [СЬ] в словосочетаниях.

Осенний листопад Солёная селёдка

Сильный снегопад Сладкий сироп

Осиновый лист Весенний рассвет

Высокая осина Седой старик

Сухое сено Красивый аист

Вкусный кисель Стройная серна

Синяя слива Строгая система

Семя подсолнуха Весёлая история

6. Звуки [С] и [СЬ] в предложениях.

Девочка Васса, а мальчик - Вася

У колёс оси, над осями осы

Плывут суда туда-сюда

Поют соло, в сельской местности - сёла

Высокая осина под снегом покосилась

Подосиновик не под сосной, а под осиной

Весенний рассвет принёс свой привет

Наступила осень, но не для стройных сосен

Посыльный принёс груз посильный

Под ветра осеннего свист слетает осиновый лист

Седой старик к седине привык

7. Дифференциация звуков [С] - [СЬ] в чистоговорках и скороговорках.

Повтори чистоговорки, четко проговаривая звуки [с] и [с"].

Са-са-са - бегает лиса. Се-се-се - ленточки в косе.

Со-со-со - мне дали колесо. Си-си-си - подъехало такси.

Су-су-су - ягоды в лесу. Ась-ась-ась - плавает карась.

Сы-сы-сы - тикают часы. Ось-ось-ось - на поляне лось.

Ас-ас-ас - свет в окне погас. Иска-иска - на столе миска.

Ос-ос-ос - на палубе матрос. Си-си-си - сена накоси.

Ус-ус-ус - на ёлке много бус. Усь-усь-усь - подходит гусь.

Ыс-ыс-ыс - такса ловит крыс. Ысь-ысь-ысь - в капкане рысь.

Повтори скороговорки, четко проговаривая звуки [С] и [С"].

Сидел воробей на сосне,

Заснул и свалился во сне...

Если б он не свалился во сне -

До сих пор бы сидел на сосне.

У Саньки новенькие санки.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

Сидела сорока на старой сосне,

Смеялась сорока прекрасной весне,

Всем весело стало в просторном лесу,

А солнце сияло, сияло вовсю.

Коси, коса, пока роса,

Роса долой - и мы домой.

В поле - все, все, все:

В поле - сев, сев, сев.

Холода не бойся,

Сам по пояс мойся.

Купила Мару се бусы бабуся,

На рынке споткнулась о гуся бабуся,

Не будет подарка у юной Маруси -

Все бусы склевали по бусинке гуси.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Коси, коса, пока роса.

У маленькой Сани сани едут сами.

Носит Сеня сено в сени.

Спать на сене будет Сеня.

Сидел воробей на сосне.

Заснул и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне,

до сих пор бы сидел на сосне.

8. Дифференциация звуков [С], [С"] и буквы С.

Оборудование: кассы букв, карточки с буквой С, кружочки синего, зелёного и красного цветов.

– Что слышат ушки? (звуки)

– Что такое звуки? (звуки – это то, что мы слышим и произносим)

– Что должны видеть глазки? (буквы)

– Что такое буквы? (это то, что мы видим, пишем, читаем)

– Какие есть буквы и звуки? (гласные и согласные)

– Чем отличаются гласные от согласных? (гласные тянутся, поются, а согласные пропеть не можем, они всегда встречают преграду)

– Какие бывают согласные звуки? (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)

Откройте кассу букв:

А О У Ы Э
Я Ё Ю И Е

– Какие буквы вы видите? (гласные) – Для чего нужны гласные? (чтобы образовывать слоги) – У вас есть карточка с буквой С, образуем слоги с гласными первого и второго рядов: СА СО СУ СЫ СЭ СЯ СЁ СЮ СИ СЕ – Что мы делали? (составляли слоги) – Назовите слоги с твёрдым согласным звуком (СА СО СУ СЫ СЭ) – Назовите слоги с мягким согласным звуком (СЯ СЁ СЮ СИ СЕ) – Какие гласные показывают нам, что согласный С твёрдый? (А О У Ы Э) – Какие гласные показывают, что согласный СЬ мягкий? (Я Ё Ю И Е).

Запись слогов на доске (обозначаем гласные и согласные цветными кружочками).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [C] – [З], – [З"].

Занятие № 1 Игра с мячом «Замени звук»

Отработав по отдельности звуки [С], [С"], [З], [З"], займёмся их различением (дифференциацией). Возьмите парные по глухости - звонкости и твёрдости – мягкости: [С] – [З], [С"] – [З"].

Игра с мячом «Замени звук» научит ребёнка не только заменять в слоге или слове звук [С] на [З], но и закрепит навыки правильного произношения этих звуков. Итак, взрослый произносит слог и бросает мяч, ребёнок его ловит и обдумывает, какой слог получится, если заменить звук [С] на [З]:


СВА – ЗВА

СВУ – ЗВУ

СВО – ЗВО

СВЫ – ЗВЫ

СНА – ЗНА

СВУ – ЗВУ

СВО – ЗВО

СВЫ – ЗВЫ

СВЭ – ЗВЭ


Проделываем то же самое с мягкими фонемами [С"] - [З"]:



В русском языке немало слов, которые различаются на слух всего одним звуком (фонемой): КОСА - КОЗА, СОВ – ЗОВ, РОСЫ - РОЗЫ и т.д. Надо объяснить ребёнку, что слова эти звучат очень похоже, а смысл имеют разный. Если этого не знать и допустить замену, можно попасть в нелепую ситуацию. Например, употребив вместо слова «ЛИСА» слово «ЛИЗА», окажется, что «У Лизы длинный, пушистый хвост». Правда, смешно?

Поиграть с ребёнком в игру «Замени звук» уже на материале слов, используя следующие пары:


сайка – зайка

сахар – Захар

сев – зев

слить – злить

слово – злого

собор – забор

совет – завет

совещание – завещание

совсем - за всем

сойка – Зойка

солить – залить

соло - зола

соя – Зоя

суп – зуб

супец – зубец

супок – зубок

сыпь – зыбь

бусина - бузина

коса – коза

лиса – Лиза

лисы – Лизы

роса - роза

росы – розы


Занятие № 2 Забавные стихи на различение звуков [С] – [З]

Различать слова ребёнку легче всего в контексте. Прочтите ему забавные стишки, из которых малыш легко поймет смысл каждой пары слов:


Вкусный суп

Ела Зоя вкусный суп,

Выпал вдруг молочный зуб.

Надкусила его Зоя:

Думала, что это соя.

Опрокинула супок,

Потеряла свой зубок.

На окно уселась сойка:

«Ты не плачь, девчонка Зойка!»

(Е.Г. Карельская)

Куда ходила пить коза?

У Зои – русая коса.

У Лизы – рыжая коза.

У речки тоже есть коса.

Туда ходила пить коза.

Коза спугнула стаю сов.

Они издали странный зов.

Ох, страшно Лизе и козе.

Впредь не пойдут гулять к косе!

(Е.Г. Карельская)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [C] – [Ц].

Оборудование: наборное полотно; предметные картинки: соловей, синица, цапля, сорока, сова, снегирь, курица, аист, ласточка; карточки с предложениями; пластмассовые буквы ц и с, ручки, тетради, зеркала.

1. Организационный момент.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Игра “Наоборот” с мячом.

Маленький –

Высокий –

Широкий –

Тяжелый –

Мокрый –

2. Сообщение темы урока.

Мы начинаем наше занятие. С закрытыми глазами вы на ощупь определите, какие буквы лежат перед вами. Скажите, о каких звуках мы будем говорить сегодня. Верно. Тема нашего занятия – различение звуков “с” и “ц” в словах и предложениях.

3. Уточнение артикуляции “с” и “ц”. Характеристика звука.

Ребята, давайте вспомним, звук “ц” какой? А звук “с”? Какими буквами мы обозначаем звуки “с” и “ц”? Правильно, буквами с и ц.

4. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

Развитие ориентировки в пространстве.

Игра “ Волшебный квадрат”

Вывешивается на доску плакат “Волшебный квадрат”

Отгадай загадку и поставь картинку в “ Волшебный квадрат”.

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока).

– Найди на столе картинку с изображением сороки и поставь ее в правый верхний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица).

– Найди на столе картинку с изображением синицы и поставь ее в левый нижний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова? А звук (ц) есть в этом слове? На каком месте стоит этот звук?

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь).

– Найди на столе картинку с изображением снегиря и поставь ее в средний правый квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (Цапля).

– Найди на столе картинку с изображением цапли и поставь ее в нижний средний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?

Этот старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист).

– Найди на столе картинку с изображением аиста и поставь ее в в средний левый квадрат. Какой звук ты слышишь? На каком месте стоит звук?

Прилетает к нам с теплом

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка).

– Найди на столе картинку с изображением ласточки и поставь ее в верхний средний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?

Кто без нот и без свирели

Кто же это… (Соловей).

– Найди на столе картинку с изображением соловья и поставь ее в левый верхний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?

Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко,

Ребятишек угощу. (Курица).

– Найди на столе картинку с изображением курицы и поставь ее в правый нижний квадрат. Какой звук ты слышишь в начале слова?

У нее глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем. (Сова).

В слове сова на каком месте стоит звук? В какой квадрат мы поставим? В центральный правильно. Молодцы!

Итак, какие слова у нас здесь? С какими звуками?

5. Ребята, как одним словом назвать то, что вы поставили в “волшебный” квадрат ? А в слове птицы есть звук, о котором мы с вами говорим. Назовите его. На каком месте стоит “Ц” в слове птицы? (в середине слова).

6. Разбор слова птицы – звуко-буквенный анализ.

Физ.минутка.

Птички в гнездышке сидят (дети садятся на корточки)

И по сторонам глядят. (повороты головы в стороны)

Погулять они хотят

И тихонько все летят. (дети “разлетаются”, машут руками)

Налетались, утомились

И обратно возвратились. (усаживаются на корточки)

7. Развитие фонематического слуха.

Дети Воробей принес нам два конверта. Какой конверт мы откроем сначала? (Первый). Разрешите мне, прочитать? Что-то все не понятно, давайте исправим и скажем правильно. Дети повторяют правильно.

Цоловей звонко поет пецню. У сесарки сыплята. У сапли длинные ноги. Аицт ходит по болоту. Цкворес цобирает червячков для птенсов. На берегу лацточка цвила себе гнездо. Цнегирь прилетает к нам зимой.

Физ. минутка. Развитие мелкой моторики.

– “ Колечки”.

Птичек мы окольцевали,

Наблюдали, узнавали,

Улетев в какие дали,

Холода переживали.

– Что, пернатые, клевали?

Гнезда где свои свивали?

Где вы яйца отложили?

Сколько вы в конце концов

В гнездах вывели птенцов?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [C] – [Ш].

Оборудование:

игрушка «Снеговик»;

пиктограммы;

пособие к игре «Вазы»;

картинки - снежинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [с] или [ш];

пособие для дыхательной гимнастики «Буря».

1. Организационный момент.

Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.

Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

Дети делают вдох и выдох три раза.

А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?

Дети: снеговик.

2. Попеременное произнесение звуков [с] - [ш].

Логопед: - Правильно. Он пришёл к нам с Далёкого Севера и принёс радиограмму. Он не знает какая погода их ожидает в ближайшее время, а вы поможете ему её расшифровать. (На предыдущих занятиях слово «радиограмма» детям объяснялось.) Логопед раздаёт детям карточки (рисунок 1):

Рисунок 1.

Дети по очереди произносят: С – Ш – СС – Ш и т.д. (Произносят громко, тихо, умеренно.)

Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз звук [с].

Логопед: - Молодцы, ребята! Правильно расшифровали радиограмму: «Дальний Север ожидают метели и ветер».

3. Упражнение на развитие мимики.

Ребята, а у снеговика есть друзья, хотите узнать какие? (рисунок 2)

Рисунок 2.

Вот такие друзья у нашего снеговика!

4. Дифференциация звуков [с]и [ш] в слогах, словах.

Логопед: - А теперь снеговик хочет с вами поиграть (д/и « Повтори за мной»). Давайте покажем ему, какие мы внимательные:

5. Игра «Вазы». Согласование числительного со словосочетанием.

Рисунок 3.

Логопед: - Ребята, а наш снеговик вёз в подарок друзьям вот эти кувшины и нечаянно их разбил.

Помогите ему их собрать. (рисунок 3)

Дети подбирают недостающие части.

А теперь давайте посчитаем, сколько же кувшинов? А считать будем так: один красивый кувшин, два красивых кувшина и т.д.

Дети считают, правильно проговаривая звуки [с], [ш].

6. Логоритмическое упражнение.

Логопед: - Молодцы, ребята! А давайте попробуем развеселить снеговика, поиграем с ним, а то он очень расстроился из – за разбитых кувшинов:

Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,

Са – са – са – голубые небеса,

Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,

Су – су – су – и водички принесу,

Ши – ши – ши – наши детки хороши,

Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,

Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.

Выполнение движений в соответствии с текстом.

7. Упражнение на развитие дыхания «Буря в стакане».

Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с крошками пенопласта. В крышке стакана делается отверстие, в которое фиксируется соломинка для коктейля. Ребёнок дует через соломинку, чтобы крошки пенопласта взлетали. Следует обратить внимание на то, чтобы щёки не надувались, а губы были не подвижны.

Логопед: - Вот мы и согрелись, а наш снеговик начал таять. Что же делать?

Дети подсказывают: «Бурю».

8. Игра на развитие фонематического слуха.

Логопед: - Ох, ребята, сколько же вы снежинок надули. А снежинки волшебные, с картинками. Вам нужно снежинки со звуком [ш] положить в машину, а со звуком [с] в сани. На снежинках картинки:

лошадка, мышка, груша, чашка, мишка, носок, автобус, кактус, санки, весы и т.д.

9. Дидактическая игра «Правильно ли это?»

Логопед: - А снеговик придумал вам игру за то, что вы не дали ему растаять. Называется она «Правильно ли это?». Снеговик будет говорить вам неправильные фразы, а вы должны будете сказать их правильно.

Девочка ест кашей. Мальчик читает книгой. Мужчина пьёт чая. Женщина идёт в магазином. Кошка сидит на стулом. Мышка залезла в шкафом. Мама шьёт дочери нарядное платьем. Отец читает книгу дети.

10. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Логопед: - А ещё, наш снеговик большой шутник. Послушайте, что он придумал:


Как – то вечером старушки

Пили чай и грызли …сушки.

Кошка на подушке

Лапкой моет...ушки.

Ложится спать, кряхтя, старушка,

Кладёт под голову … подушку.

Испекла старушка пышки

И сложила пышки в … миску.


Логопед: - Ребята, а теперь давайте, и мы снеговика поучим, и расскажем ему чистоговорку про наш язычок:

Язык вверх: ша- ша- ша,

Каша, пирожки, лапша.

Язык вниз: са – са - са,

Сахар, масло, колбаса.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] – [Ч].

ЧА-СА ЧА-СЯ СА-ЧА СЯ-ЧА АЧ-АС АЧ-АСЬ;

ЧУ-СУ ЧУ-СЮ СУ-ЧУ СЮ-ЧУ УЧ-УС УЧ-УСЬ;

ЧО-СО ЧО-СЁ СО-ЧО СЁ-ЧО ОЧ-ОС ОЧ-ОСЬ;

ЧЕ-СЭ ЧЕ-СЕ СЭ-ЧЕ СЕ-ЧЕ ЕЧ-ЕСЬ ЕСЬ-ЕЧ;

ЧИ-СЫ ЧИ-СИ СЫ-ЧИ СИ-ЧИ ИЧ-ИСЬ ИСЬ-ИЧ.


чайка-сайка

чашка-Сашка

овчарня-псарня

бачок-басок

пучок-кусок

качал-писал

причал-присядь

стучал-кусал

кричал-плясал

курчонок-гусёнок

чёрный-сорный

печёнка-сосёнка

копчёный-поросёнок

вылечу-вынесу

хочу-несу

точу-косу

чудак-судак

лачуга-посуда

перчик-персик

личинка-осинка

волчица-лисица

точил-косил

очень-осень

плач-квас

качка-каска

чей-посей

качели-сели

кочерга-серьга

собачка-колбаска

ночка-Моська

кочки-доски

ночка-носки

колюч-колюсь

горяч-борясь

печка-леска

линюч-ленюсь

косички-сосиски

речник-лесник


учусь, верчусь, мучаюсь, качусь, лечусь, сычи, час, часто, часть, сачок, свеча, сучок, смельчак, причёска, скачки, вскачь, собачка, кусачки, сочный, сорочка, кусочки, спячка, спрячь, спичка, косичка, лисичка, свечка, словечко, саночки, сумочка, семечки, Сонечка, сибирячка, скамеечка.

Ручка в сумочке. У девочки часики. У Сонечки косички. У мальчика сорочка и носочки. Это не бечёвка, а тесёмка. Соня очень любит осень. Пойдём на качели-карусели. Началась качка, закачалась мачта. Есть у Алёнки две косички - торчат, как ушки у лисички. Вот какие чудеса! Вася хнычет два часа. Волк ночью, думая попасть в овчарню, попал на псарню. Ходит мальчик невеселый, - искусали злые пчёлы. Напал на нас мороз трескучий, кусачий-прекусачий, колючий-преколю-чий. Зайчишка-трусишка спрятался у пенёчка. Кукушка в новом чине уселась важно на осине.


В чисто убранной светличке

Дремлют сёстры-невелички.

Эти сестры весь денёк

Добывают огонёк.

(Коробок спичек)

Кто там бродит у реки?

Это наши кулички.

А чего они хотят?

Накормить своих ребят.

Где ребята?

На песочке.

Сколько их?

Сынок и дочка.

У сынка на горлышке

Все промокли перышки,

Оттого что, не спросясь,

Сунул клювик прямо в грязь.

Ну, а дочка?

Ну, а дочка

Ходит только по песочку.

Дочка длинноносенькая,

Дочка длиннохвостенькая.

Ходит дочка не спеша.

Очень дочка хороша.

(Н. Дилакторская)


Часы спешат.

Разбудила мама Соню.

Вставай, доченька, собирайся в школу.

Пока Соня собиралась, мама вскипятила чайник. Поставила на стол чашки, вазочку с печеньем, нарезала калач. Налила в чашки горячий чай.

Садись, дочка, пей чай.

Соня пьёт чай. Мама тоже пьёт. Мама смотрит на часы и говорит:

Соня, кончай пить чай. Пора идти.

Мама, часы спешат.

Нет, часы не спешат. Это ты пьёшь чай медленно.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ – [Щ].

1. Произносить слоги:

ЩА - СЯ, ЩУ – СЮ, ЩЁ – СЁ, ЩИ – СИ,

АЩ – АСЬ, ОЩ – ОСЬ, ЯЩ – ЯСЬ, ЮЩ – ЮСЬ, ИЩ – ИСЬ, ЕЩ – ЕСЬ, в разных вариациях (т.е. переставляя местами слоги).

2. Произносить слова.

С прямыми слогами.

Щёки, щётка, мощёный, щука, угощу, щи, щит, щель, щепка, ищейка, щавель, трещина, щипать, щегол, щенок, щетина, посёлок, гусёнок, сито, кисель, сети, семья, сила, Сеня, сено, семена, осень, сеять, Сима, косилка, носилки, лисята, поросята.

С обратными слогами.

Лещ, вещь, овощ, плащ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, авось, навесь, злюсь, карась, брысь, брось, колосья.

Слова со звуками Щ и С.

Сварщик, носильщик, стекольщик, хвостище, усищи, носище, освещать, сгущённыё, щурился, блестящий, настоящий, светящийся, освещение, восхищение.

3. Произносить предложения.

У Сени ящик. У Васи клещи. У Сони щётка. Сима варит щи. На стене синий плащ. В сенях пищит щенок. Возле села роща. В роще осины. На осинах щеглы. Овощи созревают осенью.

4. Произносить стих.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами всё кормил,

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал.

Ещё бы! Он счастливым рос.

Теперь мой щен не щен, а пёс -

Настоящий!(А. Барто)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [З] – [Ж].

1. Дифференциация звуков [з - ж] в изолированном звучании

«Комар – жук». Произносить звуки: З З З – Ж Ж Ж

2. Дифференциация звуков [з - ж] в прямых слогах

ЗА – ЖА ЖА – ЗА

ЗУ – ЖУ ЖУ – ЗУ

ЗЫ – ЖИ ЖИ – ЗЫ

ЗО – ЖО ЖО – ЗО

3. Дифференциация звуков [з - ж] в интервокальных слогах

АЗА – АЖА ОЗА – ОЖА УЗА – УЖА ЫЗА – ЫЖА

АЗО – АЖО ОЗО – ОЖО УЗО – УЖО ЫЗО – ЫЖО

АЗУ – АЖУ ОЗУ – ОЖУ УЗУ – УЖУ ЫЗУ – ЫЖУ

АЗЫ – АЖИ ОЗЫ – ОЖИ УЗЫ – УЖИ ЫЗЫ – ЫЖИ

4. Дифференциация звуков [з - ж] в слогах со стечением согласных

ЗНА – ЖНА ЗМА – ЖМА ЗВА – ЖВА ЗДА – ЖДА

ЗНО – ЖНО ЗМО – ЖМО ЗВО – ЖВО ЗДО – ЖДО

ЗНУ – ЖНУ ЗМУ – ЖМУ ЗВУ – ЖВУ ЗДУ – ЖДУ

ЗНЫ – ЖНЫ ЗМИ – ЖМИ ЗВИ – ЖВИ ЗДИ – ЖДИ

5. Дифференциация звуков [з - ж] в словах, звуки в начале слова

Зыбкий – жидкий заря – жаря

Залей – жалей зал – жал

Зовёт – живёт

6. Дифференциация звуков [з - ж] в словах, звуки в середине слова

Узы – ужи вязать – бежать

Везу – вяжу лизать – лежать

Козы – кожи базар – пожар

Розы – рожи мазут – мажут

Грозу – грожу дерзать – держать

Лоза – ложа разок – рожок

Лиза – лыжа возы – вожжи

7. Дифференциация звуков [з - ж] в словах, звуки З – Ж в одном слове

Жизнь, зажигать, зажим, зажать, зажёг, возможно, изнежённый, зажужжать, железо, зажигалка, залежи, забежал, задержал, заслужил, закружить, зажарить, возложу, желтизна, зажарит, заряжать, зажелтеть, зажарил.

8. Дифференциация звуков [з - ж] в словосочетаниях

Забавный ёжик, кожаная узда, званый ужин, бумажная коза, жидкий мазут, забытый жакет, тяжёлый воз.

Важный музыкант, измятая кожа, книжный магазин, Женин знакомый, нежные незабудки, нежные мимозы, железный замок.

Вязаный жакет, важное задание, вязаные манжеты, изогнутая жесть, южный закат, затяжной дождь, знакомый художник.

9. Дифференциация звуков [з - ж] в предложениях.

Жанна показывает Зое жука. Мама зовёт Зою ужинать. Жанна загадывает загадки Жене. Коза бежит к луже. Зоя надевает кожаный пиджак. Над мимозами жужжат жуки. У Жени - забавный зайчонок. В вазе - бумажные мимозы.

Дети идут в книжный магазин. На пижаме у Жени – медузы. Звонок звенит, а жук жужжит. У магазина - Женя и Зоя. Зоя бежит за бумажным змеем. Этой осенью идут затяжные дожди. Нежные незабудки цветут у дома. У избы стоит стожок сена.

У Зои живут ежи и ужи. Зоя каждый день поит козу водой. У Жени - заводной зайка, у Жанны - заводной жук.

10. Дифференциация звуков [з - ж] в стихах


Звенит звонок, жужжит жучок.

Жужжат – звенят, звенят – жужжат.

Уж ужа позвал на ужин,

Уж совсем не ожидал,

Но ужу не нужен ужин –

Уж уже поужинал.

Зелёная жаба

С забавным жуком

Забыли к зиме

Подыскать себе дом.

Зайка забавный

У Жени живёт,

Женя не знает

С зайкой забот

Зайке не нужен

Ни обед, ни ужин.


11. Дифференциация звуков [з - ж] в текстах

ЖИВОТНЫЕ В ПУСТЫНЕ

Животные пустыни знают, что та­кое зной и жажда. Всю жизнь живут они в песках. Эти животные иногда даже забывают, что такое дождик. Тяжко им там жить.

КТО ХОЗЯИН?

У Жоры и Захара жила собака. Звали её Жук.

Жора и Захар подобрали Жука со сломанной лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел.

Жора и Захар каждый день спорили: кто хозяин Жука?

Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки. Жора закричал и залез на дерево. А Захар не убежал, он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ц] – [Ч].

Оборудование:

· рабочие тетради;

  • зеркала;
  • картинки с изображением птиц;
  • демонстрационные карточки с изображением букв Чч, Цц;
  • таблица с буквами.

1. Организационный момент.

(Ученики стоят возле своих парт.)

Логопед: Первым сядет тот, кто ясно, четко повторит скороговорку: «У черной курицы четыре цыпленка».

(Ученики выполняют задание.)

Логопед: Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке?

Ученики: Звуки [ч] и [ц].

Логопед (вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением букв): О каких буквах мы будем говорить на занятии?

Ученики: О буквах Ч и Ц.

2. Работа с зеркалами.

Проводится сравнение [ц] и [ч] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т"] + [ш"].

Логопед: Ребята, давайте посмотрим в зеркала и найдем различия в артикуляции звуков [ч] и [ц].

(Ученики выполняют задания.)

3. Соотношение звуков с буквами.

Логопед: Ребята, послушайте стихотворения:

Буква Ц – внизу крючок,
Точно с краником бочок.
Вот такая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Ч с четверкой спутал чижик
И прочел: «Четыре ижик».
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Логопед: Ребята, а как вы думаете, на что еще похож нижний элемент у буквы Ц?

Ученики: На звено цепи и на ногу цапли.

Логопед: А верхний элемент у буквы Ч?

Ученики: На крыло чайки и на носик чайника.

4. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Сейчас я буду произносить слоги и слова со звуками [ц], [ч]. Если вы услышите звук [ч], то поднимите руку вверх, если [ц] – опустите вниз.

Ца, чу, оч, ец, ци, чи, час, цель, цепь, почка, кольцо, тачка, платочки, зеркальце, пальчик, мальчик.

(Ученики выполняют задания.)

5. Дидактическая игра «Курица».

Игра направлена на развитие зрительного восприятия.

Логопед: Отгадайте загадку: «Квохчет, кудахчет,детей созывает, всех под крылья свои собирает».

Ученики: Это курица.

Логопед: Верно. Курица – домашняя птица. Она живет в курятнике, спит на насесте. Она ходит по двору и собирает зернышки. Но наша курица необычная, вместо зернышек будет собирать буквы. Если курица соберет их правильно, у нее получится целое слово. Внимательно слушайте мои команды и записывайте буквы, которые курица будет собирать, - и в конце путешествия вы сможете прочитать полученное слово.

Б В Г Д Е Ж
З И Ь К Л Е
М Н Ё Ы Ц Ъ
К О Л У Ф Я
Е Ч П Ш Ю Щ

Первая буква, которую собрала курица – Ц. Дальше она пошла влево и остановилась – Ы. Вниз, вниз, влево – П. Вверх – Л. Вверх – Ё. Влево – Н. Вниз – О. Вниз – Ч. Влево – Е. Вверх – К.

Какое слово у вас получилось?

Ученики: Цыпленочек.

Логопед: Какая буква в этом слове первая и какая восьмая?

Ученики: Первая буква Ц, а восьмая - Ч.

Логопед: Давайте пропишем сочетание ЦЧ, цч до конца строчки, проговаривая его вслух.

(Ученики выполняют задание.)

6. Физкультурная минутка.

Логопед: Молодцы. Сейчас мы немножко отдохнем.

Девочки и мальчики
Прыгают как мячики. (Прыжки на двух ногах.)
Ножками топочут, (Топают ногами.)
Весело хохочут. (Произносят: ха-ха-ха.

Логопед: Ребята, а каких вы еще знаете птиц, в названии которых есть звуки [Ц] и [Ч]?

Ученики: Скворец, синица, чиж, цапля, чайка, грач.

(Логопед вывешивает на доску картинки с изображением птиц.)

7. Шифровка слов.

Логопед: Молодцы! Сейчас вы будите записывать эти слова в тетрадь, рисуя вместо буквы Ц треугольник, вместо Ч – квадратик.

В конце проходит проверка: ученики вместе читают слова.

8. Игра «Большой-маленький».

Логопед: Сейчас поиграем в игру «Большой-маленький». Разговаривали большая синица и маленькая синичка (слова написаны на доске).

Ученики: Крылечко, курочка, яичко, птенчик.

Логопед: Какой звук Ц или Ч звучал в больших предметах? А в маленьких?

Ученики: Звук Ц звучал в больших предметах, а звук Ч – в маленьких.

Логопед: А теперь запишите эти слова к себе в тетрадь в два столбика.

9. Повтори за мной.

  • Ца-ца-ца – курица.
  • Чи-чи-чи – грачи.
  • Ча-ча-ча – чайка.
  • Цы-цы-цы – цыпленок.
  • Чи-чи-чи – чижи.

Евгения Асавлюк
Подгрупповое логопедическое занятие «Дифференциация свистящих и шипящих звуков».

Тема : «Поможем лесным друзьям» .

Цель : с помощью игровой мотивации стимулировать и облегчить уточнение и сравнение артикуляции свистящих и шипящих звуков и закрепить их правильное произношение в речи.

Задачи :

1. Образовательные :

Отрабатывать правильную артикуляцию свистящих и шипящих звуков ;

Автоматизировать звуки [С-З-Ш-Ж] в словах ;

Учить дифференцировать свистящие и шипящие звуки .

2. Коррекционно-развивающие :

Совершенствовать артикуляционную моторику;

Развивать фонематический слух;

Развивать мелкую моторику, речевое дыхание;

Развивать слуховое внимание, слуховую память.

3. Воспитательные :

Воспитывать самоконтроль за речью, вырабатывать положительную мотивацию к выполнению заданий.

Оборудование : индивидуальные зеркала, вертушки, карточки с образами звуков , мягкие игрушки мышь и ёж, цветные карандаши, бумага для рисования, шаблоны-призы ежи, схема «правила поведения на занятии » , проектор, компьютер, презентация «Поможем лесным друзьям» ,

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня к нам на занятие гости из лесного детского сада едут на автобусе. А кто это, мы узнаем чуть позже. Прежде чем встретить наших гостей, сделаем дыхательную гимнастику.

2. Дыхательная гимнастика. (стоя)

1) Разогреем руки (тёплый выдох) ;

2) Вертушки (холодный выдох) ;

3) «Короткий - длинный» .

3. Целевая установка.

А теперь пора узнать, кто же к нам приехал? (ежонок и мышонок) .

Их из лесного детского сада направили к нам посмотреть и поучиться у вас, как вы научились правильно произносить звуки [Ш-Ж-З-С] . Поможем им?

4. Артикуляционная гимнастика.

Прежде, чем приступить к звукам , подготовим язычок , гимнастика для языка : «Улыбка, заборчик, трубочка, лопатка, варенье, парус, чашечка» .

5. Проверка домашнего задания.

А теперь покажем гостям, как вы приготовили дома стихи. Внимательно слушайте друг друга, чтобы не допустить ошибок. (дети по очереди рассказывают стихи из домашнего задания) .

6. Игра «Чей звук .

Давайте поиграем. Приготовьте карточки. Слушайте внимательно звуки , показывайте соответствующие карточки.

7. Динамическая пауза с пальчиковой гимнастикой.

Ещё покажем гостям гимнастику для пальчиков «Про ежей» . Стоя.

8. Игра «Внимательные уши» .

А теперь покажем, какие у вас внимательные уши. Я буду произносить слова, вы внимательно слушайте, проговаривайте и карточками показывайте, какой слышится звук .

Сок-шок, Нос-нож, жук-зуб, усы-уши, ежи-вазы.

9. Игра «Кто спрятался в словах» .

Поиграем ещё одну игру? Проговаривайте правильно и чётко название изображённого предмета и покажите карточками, какой звук спрятался в слове . (подобраны предметные картинки, в названиях предметов шипящие и свистящие в разных позициях ).

10. Работа с текстом.

У меня есть стихотворение про мышь и ежа. Давайте его заучим, лесным гостям будет очень приятно.

11. Графическое упражнение.

Гости привезли вам подарки. Шаблоны ежи. Их можно обвести и нарисовать красивых ежей.

Вы сегодня очень хорошо поработали. Как вы думаете пригодиться в лесном детсаду всё, что вы показали? Что вам больше всего понравилось? Гостям пора возвращаться в лес, а вам в свои группы.

Тема:

Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, в словах и предложениях.

Цель:

Научить ребенка различать звуки Ж и Ш. Выделять их в словах и предложениях.

Задачи:

Формировать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

Формировать фонематическое восприятие на основе чёткого различия звуков по признакам: глухие – звонкие.

Развивать чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание, память.

Уметь дифференцировать звуки в словах.

Развивать связную речь.

Оборудование

Мяч, игрушки: жук, змея; схематические картинки, компьютерная игра « Разложи картинки»,

Оргмомент

Сегодня мы отправимся в лес, чтобы познакомиться со сказочными героями. Смотрите, кто к нам летит! Жук! Внимательно послушай, что тебе скажет жук. Логопед берет игрушку жука и произносит: « Здравствуйте, я ШУК, я так торопился на встречу с вами, что потерял свою ЖАПКУ!»

Логопед обращается к ребенку: «Кто это? Что потерял? Какие звуки перепутал жук? Какой звук слышится в слове жук? Какой звук слышится в слове шапка? Будем учить жука не путать звуки Ш-Ж.

Основная часть

Подойди к зеркалу и покажи жуку упражнения, которые необходимо выполнять, чтобы правильно произносить звуки.

1. Артикуляционные упражнения

1. – «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Лопата копает» – «Вкусное варенье» – «Фокус» – «Теплый ветер» – змея шипит – Ш-Ш-Ш.

2. – «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Лопата копает» – «Вкусное варенье» – «Фокус» – «Теплый ветер» – жук жужжит – Ж-Ж-Ж.

2. Речевая дыхательная гимнастика.

Пропевание слогов на одном выдохе. Развитие фонационного «речевого» дыхания.

жа жо жу жи

жа жо жу жи же

ша шо шу ши

ша шо шу ши ше

3. Дифференциация звуков в слогах.

Подготовить к звуковому анализу. Продолжать работу над формированием слоговой структуры. Развивать мелкую моторику.

Логопед предлагает ребенку отгадать по описанию, кто прячется в лесу за елкой. По описанию ребёнок узнает змею. Появляется Змея.

Какой звук произносит змея, когда шипит Ш или Ж?

Игра «Жук -рогач». Логоритмическое упражнение. Развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, память, голос, интонационную выразительность. Закрепить умение выполнять движения в соответствии с музыкой и песенным текстом.

Ребенок по мелодии отгадывает песню. Поет её, выполняя соответствующие тексту движения:

Вот летит жук-рогач –

Самый первый силач,

Руки расположены на уровне груди. Пальцы сжаты в кулачки. Выбрасывание рук вперёд, одновременно разжимая пальцы рук.

У него, у жука

На головушке – рога.

Руки расположены на уровне груди. Ребёнок шевелит «рогами», подняв вверх второй и третий пальцы рук. На слово рога, меняет положение пальцев, выставляя второй и четвёртый пальцы.

Игра «Хлопни – топни» На слог ЖА – хлопнуть в ладоши, на слог ША – топнуть ногой. Произнесение слогов поочередно, затем усложняется количеством и сменой слогов, соблюдая ритмический рисунок. (Например: ЖА-ЖА, 2 раза хлопнуть, ША-ША-ША, 3 раза топнуть, затем наоборот). Данное упражнение развивает чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание.

4. Выделение звуков Ж -Ш из слов.

Учить дифференцировать звуки в словах.

Логопед просит ребенка научить жука правильно произносить звуки Ш – Ж в словах. Компьютерная игра «Разложи картинки». Картинки со звуком Ш надо переместить в одну корзинку, а со звуком Ж – в другую.

5. Разучивание и проговаривание чистоговорок.

Жили-были на сосне

Две большие шишки.

Жили-были под сосной

Две смешные мышки.

И шипели мышки:

– Эй, вы там на вышке,

Вниз спускайтесь, шишки!

Удивились шишки:

– Подождите, мышки!

Вас на вышку позовем

И, как в сказке, заживем.

6. Изменение слов. Игра с мячом. Логопед бросает мяч о пол, называя, при этом слово со звуком Ш, ребенок ловит и бросает мяч обратно, называет тоже слово, заменив звук Ш на Ж:

Шить – жить Житье – шитье

Шаль – жаль Жито – шито

Шалить – жалить Лежа – Леша

Шутка – жутко Мажут – машут

Уши – ужи Наживка – нашивка

7. Физкультминутка. « Ветер»

Ветер дует нам в лицо!

(Подули и помахали руками перед собой)

Закачалось деревцо

(Подняли руки над головой и покачались)

Деревцо все выше, выше.

(Потянулись руками вверх, приподнимаясь, на цыпочки.)

Ветерок все тише, тише.

(Медленно опустить руки и присесть)

8 Составить предложения про ежа, жука, мышку и произнести их с разной интонацией.

9. Рассказы цепной структуры.

Развивать связную речь. Логопед читает рассказ, ребенок пересказывает его с помощью схематических картинок.

1) Около леса раскинулась лужайка.

На лужайке гулял Женя.

Женя увидел жука.

Жук сидел на ежевике.

Ежевику Женя положил в жбан.

В жбане у Жени жалобно жужжал жук.

Жука пожалел Женя.

Женя посадил жука на ежевику.

2) Шура пошел в цирк Шапито.

В Шапито шутил и смешил людей шут.

Шут рассказывал смешные шутки.

Шутки шута рассмешили Шуру.

10. Подведение итогов занятия.

прислала

Ващенко Натлья
учитель-логопед