Военные навыки индейцев великих равнин. Апачи, кто они? Войны апачи

http://cowboy.vv.si/
Знание спрятано в каждой вещи. Когда-то мир был библиотекой (мудрость старых индейцев).

В современной американистике апачи принято относить к одной из групп юго-западных индейцев – кочевников говорящих на атабаских (атапаских) языках. Эта большая группа индейских языков и диалектов Северной Америки входящих в языковую семью «на-дене». Включает около 40 языков. Современный уровень изученности указанной группы языков не позволяет сделать вывод о том, что считать языком, а что диалектом.
Атабаски (атапаски) группа коренных народов Америки расселялась на большой территории от Аляски до Мексики, как на побережье Тихого океана, так и во внутренних районах. На севере их ареал доходит до Северного полярного круга, где с ними соседствуют эскимосы, а на юге достигает зоны степей. Атабаски делятся на три группы: Северные (атабаски субарктической зоны, атабаски Кордильер и атабаски внутренней Аляски), тихоокеанские атабаски и южные, к которым относятся апачи и навахо, расселившиеся в штатах Аризона и Нью-Мексико.
Предки апачей переселились на Юго-запад в результате так называемого пассионарного толчка с территории северо-западной части Канады около 850-1000 г.н.э.. Далее к ХIV–ХV векам апачи мигрировали из бассейна реки Макензи на Юг и достигли районов современного Юго-запада США и севера Мексики, где заняли пустынные районы Сонора и Чиуауа (ныне мексиканские штаты), а к началу ХVIII века произошла их этническая дифференциация.
Эта исследовательская гипотеза мне наиболее нравиться. Автором ее является Лев Николаевич Гумилев. Полное название теории – пассионарная теория этногенеза – описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с изменениями ландшафта их обитания и другими этносами. Данная теория, к сожалению, не встретила понимания ни у советской, и наследовавшей ее современной российской, исторической науки, ни у международного научного сообщества. В настоящее время не является общепризнанной, и дальнейшего развития не получила. Не буду вдаваться в подробности Гумилевской теории, но поясню, в широком смысле слова, пассионарность – это наследуемая количественная характеристика, определяющая способность индивида (и группы индивидов) к сверхусилиям. Пассионарный толчок – время от времени происходящие массовые мутации, которые способствуют пассионарности. Они продолжаются не дольше нескольких лет, затрагивают территорию не более 200 км, расположенную вдоль геодезической линии Земли тянущейся несколько тысяч километров. Действуют пассионарные толчки, скорее всего, если я правильно понимаю Гумилева, с помощью электромагнитного поля Земли, а, следовательно, причиной толчков является внешний энергетический источник, с излучением которого это поле взаимодействует. Таким образом, переход предков апачей с Севера на Юг через всю практически Северную Америку, возможно, проходил под воздействием не зависящих от них массовых мутаций, т.е. в те периоды, когда их этнос наиболее был активен к выживанию и воспроизводству своей популяции. Эскимосы же не перешли на Юг, значит они в тот период не подверглись воздействию электромагнитного поля Земли и не находились в районе геометрии геодезической линии. Существуют и другие научные объяснения массовой миграции атабаских племен с Севра на Юг, но бесспорно одно – предки апачей ранее населяли Северо-западную часть Канады, граничащую с Аляской.
Слово «апач» происходит из языка «юма» (юмано) относящегося к ветви семьи на-дене атабаских языков и переводится как «сражающийся человек». По другой версии, специалистов в области атабаских языков, это слово на языке «зуни» – означает «враг». Во всяком случае, это было установлено ранними исследованиями испанцев из Нью-Мексико. Сами же апачи себя называли «ндее», «дене», что означало «люди» и было созвучно с европейским названием «Inde» или Nide. Поэтому испанское и английское название «индеец» для апачей не было оскорбительным. Советский эциклопедический словарь дает следующее: апачи (самоназвание – дене – «люди») относятся к атабаской языковой группе.
Апачи делятся на шесть региональных групп:
– Западные апачи – койотеро – расселены на востоке штата Аризона, включают в себя апачей Белых гор, Сибекью, Сан-Карлос, Северных и Южных Тонто.
–Апачи – чирикахуа (чирикауа) – населяют Юго-запад штата Нью-Мексико, Юго-восток Аризоны и смежные мексиканские штаты Чиуауа и Сонора. Восточных чирикахуа еще называют «мимбреньо» или «апачи теплого истчоника». Чирикахуа представляют собой нетрадиционный союз лидера и его последователей. Нетрадиционность заключалась в том, что у чирикахуа не было ни вождей, ни племенного совета, ни совета старейшин. Социальная структура чирикахуа состояла в основном из семейных кланов. Название «чирикахуа» пошло от названия местного вида кактуса, из которого апачи изготовляли еду, питье, волокна для тканей и веревок.
–Апачи – мескалеро (так же их называют «Фараон») расселялись на юге штата Нью-Мексико на восток от Рио-Гранде, до реки Пекос.
–Апачи – хикарилла (хиралилья или хикарийя) – тынде жили на юго-востоке штата Колорадо, на севере штата Нью-Мексико и Северо-западе штата Техас. Во времена их расцвета на Юго-западе были известны группы апачей Хикарилла – лланеро (льянеро) – равнинные и хойеро – горные. Следует обратить внимание на то, что местные названия произносятся двумя вариантами, например, правильно будет и «хикарилла» и «хикарилья». Тоже самое на испанский манер касается и Лланеро-Льянеро.
Хикарилла кочевали в центральной части и на востоке Колорадо, на западе Оклахомы, и по Нью-Мексико на юг до Эстансии. В результате контактов с равнинными индейцами на востоке, Хикарилла восприняли их основные культурные черты, так же, как и Мескалеро, которые тоже перекочевывали в восточные равнины.
–Апачи–липан населяли восток от хикарилла. Название их происходит от слова «Ипа-нде», где «Ипа» некое личное имя, «нде»–люди сами липаны называли себя «нанжан», что означает «наши» или «нашего рода». До середины ХIХ века считались едва ли не самым свирепым и жестоким народом на Южных равнинах. «Многочисленные убийства, совершенные ими по обеим сторонам реки Рио-Гранде, стали причиной ненависти к ним всех обитателей этих земель…Их жестокость настолько отвратительна, что никогда не будет принята за исторический факт» – писал о них в 1828 году современник. Липан всегда поддерживали дружеские отношения с родственными мескалеро и дрались с хикарилла и союзными им ютами. Находились в состоянии постоянной войны с команчами до конца дней своей свободы.
–Апачи-кайова – гатака (так их называли еще в 1837 г. в официальных правительственных документах США) – равнинные индейцы, кочевали по южным равнинам Колорадо, Оклахомы и Техаса. В американистике достаточно распространено мнение, что Кайова-апачи являлись индейцами Кайова, но были прозваны белыми «апачами» за бандитские, если можно так выразится, вылазки. Это не правильно, т.к. на самом деле Кайова-апачи и лингвистически и антропологически непосредственно относятся и есть апачи, но во многом перенявшие культуру народа Кайова, т.е культуру равнинных племен. По свирепости из описания современника не уступали липанам. К 1805 году их общее количество составляло 300 человек, из которых 75 были воинами.
Также, многие исследователи-индеанисты связывают апачей с навахами. Мол, навахи это те же апачи. В указанной науке общепринято, что навахо отдельный народ, хотя и самый, пожалуй близкий родственник апачам. Эти наиболее крупные подразделения народа апачи в свою очередь подразделялись на мелкие родоплеменные организации: тонто, йоване, кибеки, уом-спрингс, аравайпа, пиналы, могольоны, мимбреньо, чилекона и др.
Надо сказать, что в целом апачи были воинственным кочевым поселением Юго-запада Северной Америки, так и не осевшие на какой-то определенной территории. Первобытный апач, это странствующий сын природы, рожденный с жаждой к военному пути, с храбростью и выносливостью, как ни у кого другого и хитростью, не поддающейся оценке. Характер апача – взрывная смесь отваги и жестокости. Но в то же время, в быту апачи великодушны и нежны к родственникам, особенно к свом детям. (Ю.Стукалин)
Среди земледельческих племен индейцев (пуэбло) соседствоваших с апачами, последние известны как «индейцы дикари» воевавшие со всеми жившими рядом с ними племенами, а затем и с американскими колонизаторами, и в этой связи, оправдывают навахское или зуннийское прозвище «апач» (враг). Апачи практически не осваивали земледелие и жили в основном охотой и набегами на другие племена. Апачская бандитская тактика была у них в крови и считалась не превзойденной. Основным средством выживания целого племени апачей проживавших на равнинах и соседствующих с ними территориях была охота на бизонов (буйволов). Поскольку это животное обеспечивало апачей всем необходимым для жизни, оно считалось тотемным, т.е. священным. Благодаря кочевому образу жизни, апачи быстро оценили преимущество завезенных первыми переселенцами лошадей и вскоре не только сами использовали их как средство передвижения, но и обучали других особому виду верховой езды. Однако минусы кочевой жизни апачей начали довольно явно проявляться, когда апачи стали продвигаться дальше на юг и вторглись во владения команчей. Это стоило им огромных потерь и заставило продвигаться дальше, в Техас и Мексику.
Первое столкновение апачей с европейцами произошло в 1540 году. Ими были испанцы, которые вторглись на территорию апачей и по мере продвижения на север разрушали их торговые связи с соседними племенами.
Когда Нью-Мексико стал испанской колонией в 1598 году, войны апачей с испанцами усилились. А ответный приход команчей на апачские территории в начале 1700-х годов заставил апачей - липан и некоторые другие их племенные группы переместиться на юг, оставив свой основной источник пищи – бизонов. В результате этого апачи начинают делать набеги на испанских, а впоследствии и американских поселенцев, чтобы добыть себе пищу. Первоначально война с испанцами до 1730 г. почти полностью уничтожила и без того малочисленные племена апачей. Вражда прекратилась лишь в 1743 году, когда предводитель испанских переселенцев был вынужден истощенный потерями, которые нанесли ему апачи, согласится на подписание акта о передаче земель Техаса во владение апачей. «Топор войны» с испанцами был зарыт глубоко в землю. Но с 1840 до 1886 года апачи вели борьбу за свои земли с американскими колонизаторами в лице переселенцев и американского правительства, которое естественно окончилась поражением индейцев. Апачи последние из индейцев, которые сложили оружие в 300 летней непрекращающейся войне против белых захватчиков. Ни испанцы, сокрушившие империи ацтеков, майя и инков, ни их преемники мексиканцы не смогли сломить дух отчаянных воинов апачей и победить их. Американцам потребовалось почти полстолетия, чтобы вынудить апачей сложить оружие.
Кто же они такие индейцы – апачи? «Тиграми в обличье человека» называл их борец с индейцами генерал Д. Крук, который не скрывал своего восхищения апачами. Хотя очень тяжело называть апачей невинными жертвами, т.к. их руки по локоть в крови, но эта кровь их врагов винных и безвинных, пролитая за то, чтобы жить на своей земле по законам Матери – Земли, а не гнить в резервациях в бесплодной пустыне, где были лишь ветер и песок. Они пытались выжить там, но, сколько сможет продержаться без еды человек, видя, как умирают от голода и болезней его родные - апач умеющий держать оружие? Апачи заслужили столь жестокую репутацию благодаря тому, что, защищая себя, они ясно продемонстрировали белым захватчикам, что, являясь более хитрыми, более умелыми, более решительными и более опасными бойцами, чем большинство других индейцев.(Ю. Стукалин)
Апачи были жестокими врагами, но никто никогда не ставил под сомнение их воинские качества. Мексиканские и американские поселенцы пугали ими своих детей как злобной нечистью не из фантазий. Воины-апачи это призраки появляющиеся внезапно и также внезапно исчезающие. «Если замечаешь признаки присутствия апачей - будь на стороже» – говорили о них белые современники. «Когда не замечаешь их вовсе - будь на стороже вдвойне». Солдаты регулярной армии США того периода времени их считали лучшими бойцами, которых когда-либо видела земля. Апачская доблесть в битве стала легендой. Говорили, что апачский воин может пробежать 50 миль без остановки и путешествовать быстрее, чем взвод конных солдат.

Арапахи, ассинбоины, оглалы и чейенны - воины, их жены и дети влачили жалкое существование за невидимыми решетками резерваций, а их широкие бескрайние прерии, где когда-то водилось так много бизонов, были навсегда утрачены.

Оставалась ли в Америке еще земля у индейцев? На востоке, за Миссисипи, индейцы уже не проживали. Между скалистыми горами и Миссисипи, в прериях, индейцы прозябали в резервациях. Оставалась лишь полупустынная область так называемого юго-запада, которая вплоть до конца сороковых годов формально принадлежала Мексиканской Республике, а до этого Испании как части королевства Новая Испания.

Однако белые в этой части Новой Испании почти не появлялись. Ведь именно здесь, в новомексиканской пуэбло, когда-то возглавил восстание шаман Поуп. Тень этого шамана словно легла на эту землю и отпугивала белых от экспедиций в Новую Мексику.

В соседней Аризоне белых было еще меньше. Аризона и примыкающая к ней часть нынешнего американского штата Нью-Мексико были родиной пяти воинственных племен апачей, которые у испанской колониальной администрации, а затем у мексиканцев пользовались самой дурной репутацией.

Непрерывные войны Апачей

С конца семнадцатого века апачи вели с Испанией, а позже с республиканской Мексикой непрерывные войны. Но воевали они не с целью защиты своей Аризоны. Они совершали наезды далеко на юг, за границы сегодняшней Мексики, в штаты Сонора и Чиуауа, сжигали испанские поселения и уводили лошадей, которые для индейцев были наивысшей ценностью.

За полтора столетия апачи изгнали испанцев с югозападных территорий Северной Америки, что впоследствии косвенно помогло Соединенным Штатам завладеть этими почти не заселенными территориями. Не встречающая отпора наступательная война принесла аризонским апачам определенную выгоду. Апачи всегда воевали за границами своей территории, что отличало их от дакотов, которым в конце концов не хватило тыла для ведения военных операций.

Добыча меди на земле Апачей

В 1822 году апачи впервые изменили своим принципам. На их собственных землях, в Аризоне, охотники за пушниной (их апачи не считали врагами и позже пустили на свои территории) нашли в городке, названном позже Санта-Рита, медь. Право на строительство медных рудников на земле апачей получил богатый торговец из соседнего штата Чиуауа дон Франциско Мануэль Альгуа.

Дон Франциско хорошо понимал, что правительственное разрешение не поможет добыть ему ни фута меди, если он одновременно не заручится согласием аризонских и ньюмексиканских апачей и их главного вождя, которого мексиканцы по-испански называли Хуан Хосе.

Дон Франциско предложил Хуану Хосе водку, которая апачам так пришлась по вкусу, ткани, лошадей и даже оружие, много оружия в обмен на право добывать медь в Санта-Рита и свободное прохождение караванов в Чиуауа. Хуан Хосе принял условия. А с оружием, которым горнопромышленник Альгуа заплатил за возможность эксплуатировать свои шахты, часть племени во главе с Черным ножом напала на сонорские гасиенды, поскольку этих индейцев не устраивало мирное соседство с медными шахтами. Однако территории, где были расположены гасиенды, не принадлежали дону Франциско.

Пятнадцать лет сохранялось это странное положение. Апачи не трогали шахты торговца из Чиуауа, который добывал медь прямо из сердца их земли, и вместе с тем ежемесячно нападали на его родной штат, на гасиенды и ранчо, расположенные к югу от Чиуауа.

Подлое убийство вождя Апачей

Хунты штата Чиуауа приняли закон и разработали план борьбы с апачами. По бесчеловечному закону 1837 года за скальп мужчины-индейца выплачивалось сто долларов, за женский скальп - пятьдесят, за детский - двадцать пять.

Сто долларов! В то время это была огромная сумма. Несмотря на это, власти Чиуауа получили совсем мало скальпов, причем среди них преобладали детские, хотя за скальпы вождей была обещана самая высокая награда. Именно на это польстился один из немногочисленных белых, которому апачи-мимбреньо полностью доверяли. Это был американский охотник Джонсон.

Джонсон понимал, что ему представился счастливый случай. Охота на апачей за один сезон даст ему столько же, сколько охота на животных за несколько лет. Его оружием было доверие апачей, и прежде всего самого Хуана Хосе, который после объявления войны американцами выкопал топор войны.

Джонсон сформировал отряд - в основном в него входили охотники. Оставалось запастись патронами, собрать легкую пушку, которую охотники несли в разобранном виде, и пригласить друга Хуана Хосе с несколькими сотнями индейцев племени мимбреньо на дружескую встречу.

Затем Джонсон должен был преподнести своему индейскому другу подарки: «огненную воду» и пинолу - жареные кукурузные лепешки, самое большое лакомство для апачей.

Индейцы приглашение приняли. Джонсон привел своих гостей на заранее выбранное место. Вскоре все трапперы удалились якобы за обещанной пинолой и виски. Затем Джонсон подал знак, и «праздник» начался страшным фейерверком.

Выстрел из пушки, заряженной гвоздями и кусочками железа, уложил большинство из присутствующих индейцев. Другие были убиты первыми залпами из охотничьих ружей. До утра в поте лица «трудились» охотники Джонсона: снимали скальп за скальпом. Более десяти тысяч долларов заработали они за одну ночь.

Новый вождь Апачей

Новым вождем мимбреньо в Санта-Рита стал сорокалетний Мангас Колорадас, двухметровый гигант. О нем следует сказать особо. Однажды он поступился традициями апачей и взял в жены белую женщину-красавицу мексиканку, которую воюющая часть апачей-мимбреньо (возглавляемая тогда Черным ножом) захватила в плен во время нападения на Чиуауа.

Сделай Мангас Колорадас белую женщину своей любовницей - никто не усмотрел бы в этом ничего странного. Однако апачи, следуя своим обычаям и морали, не могли простить ему, что он взял в жены красавицу креолку. Две индейские жены Мангаса воспротивились этому. А закон апачей давал им право обратиться к своим родственникам с просьбой о помощи и защите их чести.

Братья жен Мангаса на совете племени предоставили вождю последнюю возможность выбора: или он отказывается от брака с белой и делает ее одной из своих любовниц, или же, по закону апачей, его ждет поединок со всеми, кто пожелает вступиться за оскорбленных индейских жен.

Мангас принял вызов. Он разделся донага и с ножом в руке выиграл первый поединок. Он победил одного своего шурина и убил его (в поединке апачей побежденный должен быть убит), и в тот же день одержал победу еще в нескольких поединках. Так Мангас Колорадас первым в истории племени апачей женился на белой.

Однако любовь к жене-креолке, которая впоследствии родила ему трех дочерей, таких же красавиц, как и она, не помешала новому главному вождю начать в Аризоне жестокую войну против белых.

Мангас Колорадас сначала нашел убийц своих братьев по племени. Ситуация изменилась: теперь индейцы охотились на охотников за скальпами апачей. На реке Гил апачи настигли две группы трапперов, которые еще оставались в Стране апачей. Первую, из двадцати человек, возглавляемую Чарльзом Кемпом, они уничтожили полностью, из второй группы остался в живых некий Бенжамин Вильсон, который добрался до Калифорнии, где впоследствии, когда эти земли перешли к Соединенным Штатам, стал мэром Лос-Анджелеса.

Теперь, когда в Аризоне не осталось ни одного траппера, а Джонсон своевременно скрылся и так легко полученные скальпы превратил в деньги, возникла опасность, что месть апачей перекинется на шахты дона Франциско в Санта-Рита. Апачи уже не пропускали сюда караваны мулов с продовольствием, поэтому горняки вскоре покинули «медный» город и двинулись к границам Чиуауа. Они еще успели увидеть на реке Гил трупы охотников Кемпа, повешенных друзей Вильсона, пока их самих не постигла та же участь. В Стране апачей не осталось ни одного белого. Кроме жены Мангаса.

Американцы снова на земле Апачей

Десять лет прожили индейцы этих обширных территорий Северной Америки, не имея никаких контактов с белыми. Через десять лет американцы вновь появились в Стране апачей. Однако теперь это были не трапперы, а многочисленная регулярная североамериканская армия генерала Керна. Но шли они не с аризонскими индейцами, а с главными врагами апачей - мексиканцами из Соноры, Чиуауа и Калифорнии. Мангас Колорадас был доволен. Он сказал Керну: «Берите у них все: Дуранго, Сонору, Калифорнию!» Апачи пустили на свои земли армию Керна.

Мангас Колорадас еще не знал, что через десять лет оружие американцев повернется против них, что государство, которое вырвет у Мексики Калифорнию и Неваду, а до этого Техас, не допустит существования независимого индейского государства в самом центре вновь обретенных североамериканских территорий.

«Золотая лихорадка» на земле Апачей

Однако гораздо раньше в Калифорнии начнется «золотая лихорадка». Самые отважные диггеры проникнут и в Страну апачей, обнаружив золото неподалеку от того места, где во времена Хуана Хосе мексиканцы добывали медь, - в Пинос-Альтос.

В это время именно здесь, рядом с Пинос-Альтосом, многочисленные американские подразделения намечали новые границы недавно завоеванных территорий, ранее принадлежавших Мексике. Поэтому золотоискатели неожиданно оказались под защитой американских войск, к которым апачи, соблюдавшие договор, относились достаточно миролюбиво.

Мангас Колорадас решил избавиться от нежданных гостей с помощью хитрости. Он посетил лагерь американских диггеров, сообщил им, что знает места, где можно найти золото в самородках, и пообещал отвести их туда за бутыль виски. Удивительно, но золотоискатели разгадали хитрость Мангаса и решили рассчитаться с вождем апачей. Они привязали его к дереву и избили ковбойскими лассо до беспамятства. Но Мангас Колорадас остался жив после этой расправы и снова ступил на тропу войны, на этот раз уже против американцев.

Объединение всех племен Апачей

Мангас Колорадас вынужден был объединить все самостоятельные племена апачей: мескалерских апачей во главе с вождем Гьян-На-Те, апачей Белых гор во главе с вождем Пьяхом и знаменитых апачей-чирикауа с их легендарным вождем Кочисом.

Однако вернемся к жене Мангаса, красавице креолке, из-за которой он когда-то бился насмерть с лучшими воинами племени. Хотя к этому времени она уже состарилась, но свою красоту передала трем дочерям. Мангас Колорадас выдал их замуж за вождей главных племен апачей, так что теперь он с ними состоял не только в дружеских, но и в родственных отношениях.

Вождь апачей-чирикауа Кочис

Наиболее известный из зятьев Мангаса Колорадаса, муж его самой красивой и самой любимой дочери, вождь апачей-чирикауа Кочис, прославившийся своим мужеством, до сих пор не выполнил пожелание тестя и жил с американцами в мире. Это было для него выгодно, поскольку именно через его земли проходила Тропа чирикауа, по которой двигались дилижансы из восточных районов Унии.

На земле чирикауа находилась и конечная станция дилижансов - так называемый Перевал апачей. Начальником станции был почтмейстер Уильям Уоллес. В двенадцати милях от станции американцы с согласия вождя Кочиса построили крепость Форт-Бьюхенен. На перевале было расположено еще одно поселение белых - поместье Айра Джона Уорда. Джон Уорд жил здесь со своей женой-мексиканкой, которую когда-то похитили апачи и у которой в плену родился сын - по отцу индеец. Апачи позволили ей покинуть лагерь, и она со своим сыном нашла приют в поместье Айра.

Однажды, когда Уорд гостил со своей женой у почтмейстера, в поместье проникнул отец мальчика и забрал сына. Вернувшись, Айр обнаружил исчезновение ребенка и обратился за помощью к коменданту крепости полковнику Питкейрну Моррисону. Полковник поручил поиски мальчика неопытному лейтенанту Джорджу Вескому.

Лейтенант с шестьюдесятью всадниками выехал из крепости и направился к стоянке Кочиса, расположенной возле источников питьевой воды, которые на этой выжженной солнцем земле были источниками жизни. Веском ворвался в апартаменты вождя и без церемоний приказал Кочису немедленно вернуть похищенного мальчика, пригрозив в противном случае держать под арестом вождя и всех его воинов до тех пор, пока мальчик не найдется.

Кочис честно признался, что он ничего не знает о похищении мальчика. Вождь напомнил лейтенанту, что он - друг американцев и до сих пор жил с ними в мире. Но Веском не обратил внимания на его слова. Он приказал солдатам окружить палатку вождя и объявил Кочиса пленником. Кочис молниеносно вытащил нож, разрезал палатку и сбежал. (Правда, в палатке осталось несколько членов его дружины.)

Апачи-чирикауа откапывают топор войны

Вечером того же дня, на Перевале апачей, Кочис со своими людьми напал на дилижанс из Калифорнии, единственный пассажир был убит, кучеру удалось выпрячь одну из лошадей и уйти от апачей. Когда Веском, забрав нескольких пленных, уехал со стоянки чирикауа, апачи захватили почтовую станцию на перевале, ее начальника Уоллса и его помощников Лайенза и Джордана.

На другой день апачи чирикауа захватили пять дилижансов и небольшой конвой, которые поднимались на Перевал апачей. Кочис предложил американцам обменять его воинов на служащих почтовой станции и пассажиров пяти дилижансов. Американцы отказались. Тогда на глазах у парламентеров начальника почтовой станции Уоллса привязали к хвосту коня Кочиса. Уоллс погиб в страшных мучениях.

Неосмотрительный Веском ответил массовыми убийствами: он приказал повесить всех пленных апачей. Тогда апачи-чирикауа выкопали топор войны и присоединились к воюющим племенам.

Мангас Колорадас со своими зятьями нанес удар по Пинос-Альтос: там промышляли золотоискатели, с которыми Колорадас еще «не рассчитался» за прошлые годы. Семидесятилетний великан атаковал город диггеров со всех сторон и в течение нескольких часов захватил его.

Постепенно Мангас Колорадас захватил и другие города Страны апачей, где ранее проживали американцы, так что в годы гражданской войны власть в Аризоне снова перешла в руки апачей. И их враги вновь вынуждены были прибегнуть к хитрости.

Убийство Мангаса Колорадаса

Американцы пригласили великого нан-тана (вождя) на мирные переговоры. Однако с одним условием: нан-тан придет один и без оружия. Невероятно, но Мангас Колорадас согласился. После пятидесяти лет непрерывной борьбы он, вероятно, желал спокойствия и мира для апачей.

Встреча состоялась 17 января 1863 года в городке Мак-Лейн. Была ночь. Командир отряда полковник Дж. Р. Вест предложил отложить переговоры до следующего дня. Он заверил Мангаса, что в военном лагере тот будет в полной безопасности, поскольку для его личной охраны он выделил двух солдат. Этим солдатам были даны четкие указания по охране главного вождя объединенных апачей.

Указания (по сведениям одного из калифорнийских солдат из отряда полковника) действительно были четкие:

«Ребята, он мне нужен мертвым, понимаете. Он мне нужен мертвым!»

Сердечно простившись со своим гостем, Вест ушел. Была холодная ночь, и вождь прилег у огня, и охранник Колье сунул в огонь острие своего штыка и вонзил раскаленную сталь Мангасу в икру ноги. Вождь попытался вскочить, но здесь был пущен в ход кольт второго его «охранника» солдата Мида. Тут же выстрелил и Колье. Тяжелораненый великан, нан-тан апачей, рухнул в пламя костра.

К утру костер погас, и в сером пепле угасла жизнь прославленного вождя апачей.

Язык, предводители, женщины и особенности охоты - и все, что вы хотели бы узнать об аборигенах Америки

Некоторая часть коренных жителей Северной Америки до колонизации жила мирно и спокойно: индейцы ловили рыбу, охотились на бизонов и никого не трогали. Но большинство племен добывало себе пропитание кровавыми набегами на соседей. Когда на индейские земли пришли европейцы, война стала основным занятием практически всех краснокожих мужчин. Первобытная жестокость захлестнула североамериканский континент..

Ирокезы и апачи

Фото: pixabay.com

Одним из самых известных и кошмарных способов расправы со своими недругами, которые практиковали индейцы, было снятие скальпа. Ирокезы и апачи были союзниками французов во время Семилетней войны 1756-1763 годов. Они воевали против англичан. Один из командующих французскими войсками во время Семилетней войны Пушо писал в своих мемуарах:

«Сразу после того, как солдат падал, они подбегали к нему, коленями вставали ему на плечи, в одной руке зажав прядь волос, а в другой – нож. Они начинали отделять кожу от головы и отрывать ее одним куском. Это они делали очень быстро, а затем, демонстрируя скальп, издавали крик, который называли "кличем смерти».

Сейчас на территории США проживает около 80 тысяч ирокезов. Около 50 тысяч - в Канаде. Апачей осталось около 100 тысяч человек.

Сиу

Фото: pixabay.com

Скальпы использовались индейцами в качестве ритуальных предметов. Существовало поверье, что кони наделяют воина силой поверженного врага. Скальп также служил неопровержимым доказательством смерти неприятеля (особенно жестокие племена привозили с поля боя вместо скальпа головы, руки и ноги убитых ими европейцев).

До прихода в Новый свет белых людей индейцы Великих равнин - предгорного плато в США и Канаде (одним из самых многочисленных племён, которые жили в тех местах, были сиу) скальпировали врагов во время междоусобных стычек при помощи небольших тростниковых побегов. Пришельцы из Старого света принесли с собой острые стальные ножи.

Несмотря на всю жестокость коренных североамериканских жителей, пленников довольно часто оставляли в живых, чтобы восполнить потери, понесенные во время схваток с бледнолицыми и воинами из других племен. Индейцы сиу также брали в жены пленных женщин. После того, как бывшая узница начинала говорить на их языке и рожала ребенка, она становилась полноправной хранительницей семейного очага.

Бывали случаи, когда даже белые мужчины и женщины оставались жить с индейцами: некоторым выжившим после страшных пыток иногда удавалось завоевать доверие и уважение вождей.

Сейчас сиу осталось около 120 тысяч человек. Они полностью интегрированы в американское и канадское общество и ведут мирный образ жизни. Бояться их давно не стоит.

Кстати

Единственным племенем, не подписавшим мирный договор с США, остались семинолы. Они продолжают считаться непокоренным народом, из-за этого некоторые "белые" даже сегодня опасаются встречи с ними. Семинолов осталось не больше 12 тысяч, живут они в Оклахоме и Флориде. Среди них много достаточно обеспеченных людей. Около 10 лет назад во владение племени перешла знаменитая сеть Hard Rock Cafe.

Фото: pixabay.com

Некоторые индейские племена, такие как, например, команчи, отличались извращенной жестокостью по отношению к своим пленникам. Они пытали захваченных европейцев не для того, чтобы выведать какую-то информацию, а лишь для того, чтобы навести ужас на всех, кто посягал на их территорию.

Пощады не было никому: с пленников живьем сдирали кожу, привязывали к муравейникам, подвешивали над огнем, перерезали сухожилия на ногах и оставляли умирать от голода и жажды в пустыне. Женщины подвергались сексуальному насилию. Команчи не щадили даже детей: их либо сразу убивали, либо оставляли в племени для выполнения самой грязной и тяжелой работы.

К слову, в пытках захваченных в плен принимали активное участие женщины. Дама из племени команчи было абсолютно не знакомо сострадание и жалость. Некоторые мучительницы приводили с собой своих сыновей, чтобы те «становились мужчинами», наблюдая за кошмаром, который творился в индейском поселении после каждой схватки.

Команчи в наши дни живут в основном на территории штата Оклахома. Их осталось совсем немного - около 15 тысяч человек.

Оттава


Фото: globallookpress.com

Среди североамериканских индейцев было немало каннибалов. У индейцев племени оттава и некоторых других поедание плоти убитых врагов было важнейшим ритуалом празднования победы. Воины съедали сердца, а другие части тела раздавались соплеменникам.

Иногда ради потехи плененному предлагался «шанс на спасение»: его раздевали догола и разрешали убежать. Спустя несколько минут в погоню за ним отправлялось несколько десятков воинов, вооруженных томагавками, копьями и луками. Разумеется, каждая такая «охота» завершалась кровопролитием.

Представителей племени оттава в живых осталось 25 тысяч человек. Большинство из них живут в резервациях, занимаются традиционными ремёслами и работают в качестве наёмных рабочих на фермах.

Язык Религия Расовый тип Родственные народы Этнические группы

Демография

Языки

К апачским языкам относятся:

  • западные: навахо , западно-апачский , мескалеро-чирикауа апачи
  • восточные: хикарийя апачи, липан-апачи
  • равнинный (кайова) апачи

Напишите отзыв о статье "Апачи"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Апачи

– Filez, filez, [Проходи, проходи.] – приговаривал Долохов, выучившись этому выражению у французов, и, встречаясь глазами с проходившими пленными, взгляд его вспыхивал жестоким блеском.
Денисов, с мрачным лицом, сняв папаху, шел позади казаков, несших к вырытой в саду яме тело Пети Ростова.

С 28 го октября, когда начались морозы, бегство французов получило только более трагический характер замерзающих и изжаривающихся насмерть у костров людей и продолжающих в шубах и колясках ехать с награбленным добром императора, королей и герцогов; но в сущности своей процесс бегства и разложения французской армии со времени выступления из Москвы нисколько не изменился.
От Москвы до Вязьмы из семидесятитрехтысячной французской армии, не считая гвардии (которая во всю войну ничего не делала, кроме грабежа), из семидесяти трех тысяч осталось тридцать шесть тысяч (из этого числа не более пяти тысяч выбыло в сражениях). Вот первый член прогрессии, которым математически верно определяются последующие.
Французская армия в той же пропорции таяла и уничтожалась от Москвы до Вязьмы, от Вязьмы до Смоленска, от Смоленска до Березины, от Березины до Вильны, независимо от большей или меньшей степени холода, преследования, заграждения пути и всех других условий, взятых отдельно. После Вязьмы войска французские вместо трех колонн сбились в одну кучу и так шли до конца. Бертье писал своему государю (известно, как отдаленно от истины позволяют себе начальники описывать положение армии). Он писал:
«Je crois devoir faire connaitre a Votre Majeste l"etat de ses troupes dans les differents corps d"annee que j"ai ete a meme d"observer depuis deux ou trois jours dans differents passages. Elles sont presque debandees. Le nombre des soldats qui suivent les drapeaux est en proportion du quart au plus dans presque tous les regiments, les autres marchent isolement dans differentes directions et pour leur compte, dans l"esperance de trouver des subsistances et pour se debarrasser de la discipline. En general ils regardent Smolensk comme le point ou ils doivent se refaire. Ces derniers jours on a remarque que beaucoup de soldats jettent leurs cartouches et leurs armes. Dans cet etat de choses, l"interet du service de Votre Majeste exige, quelles que soient ses vues ulterieures qu"on rallie l"armee a Smolensk en commencant a la debarrasser des non combattans, tels que hommes demontes et des bagages inutiles et du materiel de l"artillerie qui n"est plus en proportion avec les forces actuelles. En outre les jours de repos, des subsistances sont necessaires aux soldats qui sont extenues par la faim et la fatigue; beaucoup sont morts ces derniers jours sur la route et dans les bivacs. Cet etat de choses va toujours en augmentant et donne lieu de craindre que si l"on n"y prete un prompt remede, on ne soit plus maitre des troupes dans un combat. Le 9 November, a 30 verstes de Smolensk».
[Долгом поставляю донести вашему величеству о состоянии корпусов, осмотренных мною на марше в последние три дня. Они почти в совершенном разброде. Только четвертая часть солдат остается при знаменах, прочие идут сами по себе разными направлениями, стараясь сыскать пропитание и избавиться от службы. Все думают только о Смоленске, где надеются отдохнуть. В последние дни много солдат побросали патроны и ружья. Какие бы ни были ваши дальнейшие намерения, но польза службы вашего величества требует собрать корпуса в Смоленске и отделить от них спешенных кавалеристов, безоружных, лишние обозы и часть артиллерии, ибо она теперь не в соразмерности с числом войск. Необходимо продовольствие и несколько дней покоя; солдаты изнурены голодом и усталостью; в последние дни многие умерли на дороге и на биваках. Такое бедственное положение беспрестанно усиливается и заставляет опасаться, что, если не будут приняты быстрые меры для предотвращения зла, мы скоро не будем иметь войска в своей власти в случае сражения. 9 ноября, в 30 верстах от Смоленка.]

Когда ты родился, ты плакал, а мир смеялся. Живи так, чтобы, умирая, ты смеялся, а мир плакал (индейская мудрость).

Апачи жили в первую очередь охотой на различную дичь и собиранием плодов кактусов и множества других диких растений. Охотились апачи на оленя, диких индюков, бизонов, медведей, горных львов. В отличие от своих предков атабасков рыбалкой они не промышляли, не оттого что ее не знали, а оттого, что местность, где они проживали и кочевали, водоемами их не баловала. Кроме этого они достаточно умело охотились на орлов, перья которых использовали в обиходе. Выделанные бизоньи кожи, жир и мясо, а также кости, из которых можно было сделать иглы и скребки для шкур, соль, добываемую ими в пустыне, они обменивали на керамику, шерсть, бирюзу, зерно и другие товары у индейцев пуэбло, у которых были развиты ремесла. Некоторые исследователи – американисты утверждают, что ремесла были известны и апачам, которые впоследствии с приходом европейцев стали им бесполезны и постепенно навыки ремесел утрачивались, т.к. апачи за охотничью добычу все необходимое для жизни могли обменять у белого человека.
Из маленького кактуса, который они называли «пейотль», апачи готовили своеобразное снадобье. В сушеных верхушках этого кактуса образуются четыре алкалоида: лоффорин, анголодин, анголодинин и мессалин, что придает данному кактусу дьявольское могущество. Пейотль принимался апачами во время обрядовых экстатических танцев, а также играл роль наркотика стимулирующего физическое и психическое состояние. Часто апачи принимали его перед боем и тем самым получали магическую силу, защищающую воина от стрел и пуль противника.
Некоторые группы апачей соседствовали с индейцами-пуэбло и сохраняли с ними, в общем-то, мирные отношения. Но все изменилось с приходом испанцев. Источником трений выступали, как правило, испанцы, торговавшие рабами, охотившиеся на своих жертв, чтобы заставить их работать на серебряных рудниках в Чиуауа, на севере Мексики. В ответ апачи осуществляли набеги на испанские поселения, воровали там посуду, лошадей, огнестрельное оружие и рабов для себя. Этим отличались апачи-хикарилла. Их культура в отличие от других групп апачей основывалась на сельском хозяйстве, которым занимались пленники, а их женщины собирали зерна, ягоды, фрукты. Хикарилла также преследовали огромные стада бизонов сидя на лошадях, украденных у испанцев.
Племена южных равнин – кайова, команчи и шайены посещали апачей –хикарилла, чтобы запастись еловыми и кедровыми шестами для типи (жилище). За это они оставляли лошадей и женщин, обладавших навыками плетения изумительных по красоте корзин для хранения сушеного мяса и запасов пищи.
Апачи-липан выращивали собак ради мяса, также как и многие мексиканские племена к югу от них. Кроме того существует много упоминаний о практике каннибализма среди них в ХVIII веке. Они убивали пленников наиболее ужасными пытками. Их женщины, в частности, соперничали друг с другом в изобретении все новых мучений для несчастных, угодивших к ним в руки во время войны.
В целом апачи были охотниками-собирателями. Их добычей могло стать все на их территории - особенно олени и кролики. Когда было нужно, они жили тем, что собирали дикие ягоды, коренья, плоды кактусов с семена мескитового дерева. Они также выращивали бобы и тыкву (скорее всего это были апачи-аравайпа-койотеро). Апачи были чрезвычайно выносливы до прихода европейских болезней и могли практически обнаженными выдерживать нулевую температуру.
Индейцы апачи, как было сказано, являлись кочевыми племенами и поэтому передвигались на большие расстояния, следуя, как правило, за стадами диких животных – бизонов (апачи равнин), оленей. В период падения поголовья бизонов, сокращения их популяции в результате хищнического отношения (отстрела) белыми переселенцами этого редчайшего вида животных апачи производили запасы сушеного оленьего мяса. Сушка мяса, или изготовление «пиммикана»(апачи равнин) особая процедура апачей, заключалась в том, что они отрезали тонкие, мелкие куски мяса, натирали его солью и травами и вывешивали сушиться на воздухе при умеренных температурах, преимущественно вечером и ночью, ибо на жаре мясо портилось. Когда мясо высыхало, оно слегка коптилось в дыму над костром. На две части сушеного мяса добавлялась одна часть молотого жира, после чего апачи складывали его в кожаные мешки и могли кочевать с такого рода консервами долгое время, обходясь без охоты, т.к. в таком виде провизия выдерживала не менее четырех лет. Срок готовности высушенного мяса доходил до полутора месяцев.
Излюбленное блюдо апачей-чирикахуа – фаршированный олений желудок, начиненный диким луком.
Одежда мужчин апачей состояла из рубахи из оленьей кожи, мягкой кожаной обуви – мокасин соединенных с легинами – подобие штанов сделанных из кожи и обвязанным вокруг бедер набедренником. В апачскую моду входила также шапка из оленьей кожи с красивым символичным орнаментом. Поверх лба повязывались кусок материи или кожаная полоска с целью воспрепятствовать стеканию пота на глаза и лицо (мескалеро, чирикахуа, койотеро). Между лбом и повязкой вставлялось перо или перья преимущественно орлиные, иногда и индюшачьи (очень редко у чирикахуа. мескалеро,тонто). Принято считать, что перья служили украшением, или символом доблести апача, может это и так, но на самом деле по логике перо, могло, и должно было выполнять функцию козырька защищающего апача при необходимости от солнечных бликов, например, при стрельбе из лука или ружья и т.п. Женщины - апачи носили короткие юбки из оленей кожи и высокие мокасины.
После знакомства с испанцами хлопчатобумажная ткань вытесняла одежду из кожи. Западные апачи (койотеро), такие как апачи-Сан-Карлос в одежде воспринимали очень много от родственных им соседних групп индейцев пуэбло и навахо.
Среди специалистов этнографов бытует мнение, что кожаная обувь мавров, которую носили некоторые испанские солдаты, повлияла на покрой мокасин как апачей, так и других народов Юго-запада США. Но многие этнографы отстаивают все-таки индейское происхождение высоких мокасин, вкладывая в высокие носки этой обуви такие понятия, как уважение к земле чтобы ее случайно не поранить острым носком (культ Матери - Земли апачами весьма почитался).
Западные апачи с появлением у навахо овцеводства украсили свой быт ткаными шерстяными одеялами, а позднее, по мнению многих американистов и сами переняли ремесло ткачества. Западные апачи подражая индейцам навахо и пуэбло, носили украшения из серебра. Восточные апачи, такие как хикарилла и мескалеро, являлись больше прерийными индейцами и гармонично сочетали в себе культуру Юга-Запада и Прерий. Нечто подобное отмечается и в моде кайова-апачей, которые также являлись прерийным народом. Восточные апачи (чирикахуа-мимбреньо) носили одежду мало, чем отличающуюся от одежды южных индейцев-шайен, черноногих, кайова.
Апачские племена, кочевавшие по одной и той же местности, могли иметь не похожую культуру. Так, Хикарилла проживавшие на Северо-востоке Нью-Мексико охотились на бизонов на равнинах, и выращивали кукурузу в горах. Южане мескалеро были охотниками и собирателями, любителями жареных головок дикого мескаля. Чирикахуа, самые кровожадные из всех апачей, совершали набеги вдоль мексиканской границы. Более мирные Западные апачи Аризоны проводили часть года, занимаясь фермерством. Две другие племенные группы апачей-липан и кайова-апачи – вели жизнь прерийников в западном Канзасе и Техасе.
Апачские жилища состояли из куполообразной рамы, сделанной из ветвей и покрытой травой. Сам дом назывался «кова», а травяное покрытие – «пи».Самый распространенный вид жилища среди апачей «викиюп»-куполообразное строение из деревянных жердей, покрытых ветвями, травой или трасниковыми циновками. В нем был очаг и дымовое отверстие. Кроме викиюпов хикарилла и кайова - апачи кочевавшие по равнинам жили в «типи» - палатке из бизоньей шкуры, или кожи натянутой на каркас из деревянных жердей, конической формы с очагом и отверстием для дыма. Для апачей-чирикахуа основным жильем был викиюп из ветвей.
Лагеря (стоянки) апачей могли быть как маленькими от 5 до 20 типи или викиюпов, так и большими (до нескольких сотен) палаток. Их, как правило, устанавливали по кругу, самостоятельные участки – секторы круга – занимали типи отдельных родственных кланов. На постройку типи требовалось от 7 до 10 бизоньих шкур. Кожаные стены типи украшались рисунками. Установка типи и забота о жилище и даже владение ими считалось исключительно женской прерогативой.
Социальная структура апачи достаточна демократична. Каждая группа состояла из больших семей или кланов, где родство определялось по материнской лини. Группы действовали независимо, под руководством уважаемого лидера, они сами улаживали свои дела и не подчинялись никому. Главным законом для апачей была преданность своей семье. Основные социальные, экономические и политические союзы имели в своей главе женщин, и это лидерство передавалось по наследству. Наследование шло от матери к ее детям, а затем к внукам. Но также в американистике существует и противоположное мнение относительно роли женщины в апачском обществе. Одни исследователи отводят, как указывается выше женщине апачей первостепенную роль, другие второстепенную – она готовила пищу, шила одежду, выделывала шкуры и выполняла другую тяжелую работу по ведению домашнего хозяйства. Брак между членами одного клана был запрещен. Когда сын женился, на него возлагались обязанности по отношению к семье его тещи.
Женщину называли «скво», типичное название для многих прерийных индейских племен. Оно происходит из нара-гансетского наречия и означает просто «женщина».
В период военного времени соседствующие группы объединялись вместе в борьбе с общим врагом. В отличие от набегов, где основной целью были еда и собственность, война подразумевала убийство – мщение за смерти членов группы в предыдущих набегах или боях.
Лидеры военных кланов собирались вместе, чтобы выбрать военного вождя. Племя, состоявшее из общин, управлялось либо верховным вождем, либо советом вождей. Лидер апачей мог стать вождем не только общины, но и племени. Апачи говорили: «Никто не избирал его, он просто становился им». хотя это выражение приписывается и команчам. и другим племенам равнин. Очень важным качеством была, конечно, личная храбрость апачского лидера. Ни один апач не последовал бы за трусливым лидером, насколько бы по индейским меркам он не был бы богат и щедр. Прежде чем апачский лидер стал вождем, он должен был проявить себя во многих битвах, а также и в мирное время. Весьма ценились тактические победы лидера, умение им красть (уводить) лошадей выхватывание лука или ружья из рук противника. Таким образом, лидер, имевший хотя бы одну из вышеперечисленных заслуг, входил в элиту племени и совет общины.
Но если какая - то группа предпочитала идти за своим вождем, а не за лидером объединенных групп, они были вольны это сделать. Вождя избирали на совете, например, у кайова – апачей. Иногда от общины отделялась небольшая группа, к которой, если ей и руководил влиятельный человек, постепенно присоединялись другие семьи. Если вождь терял авторитет, последователи покидали его, и община прекращала существование. Обязательства, накладываемые на вождя, были достаточно суровыми, поэтому многие отклоняли предложения занять этот почетный пост. Не соглашусь с некоторыми авторитетными мнениями ряда американистов, насчет того, что у апачей существовало разделение на мирных и военных вождей. Института постоянного военного вождя вообще не существовало. Для воинов апачей в период военного похода в их отряде всегда был военный лидер, после возвращения в лагерь (место дислокации племени) он складывал свои полномочия и становился обычным общинником со статусом авторитетного лидера клана (общины). Кроме вождей и лидеров в племенной иерархии весомое место занимали шаманы, являвшиеся знатоками церемоний и обладавшие параномальными способностями. Шаманы служили связующим звеном между Великим Духом и соплеменниками.
Группа апачей - мескалеро состояла из вожака и его последователей. У них не было формального лидера, такого как вождь племени или совет, не было и племенных собраний. В семейные кланы, могли входить не обязательно одни родственники. «Они свободно передвигались, зимуя на Рио-Гранде, или шли дальше на юг, совершая набеги на равнины с бизонами летом, всегда следуя за солнцем и своей пищей. У них не было ни чего и было все. Они поступали, так как им хочется, и ни кому не подчинялись. Их женщины были целомудренны. Их вожаки держали свое слово. Это были могущественнее воины, которые полагались лишь на свою удачу, совершая набеги, могли быть невероятно жестоки к врагам - кровожадные и мстительные, по отношению к предателям» - писал о них современник.
Племенная организация кайова-апачей несколько отличалась от других групп апачей, но основные принципы были те же. У них можно отметить некую структуру в племенной организации. Самая маленькая ячейка у кайова-апачей это расширенная семья – кусткаэ, состояла из группы родственников, объединявших несколько типи, в каждом из которых жила семья, в которую входили родители, дети, а иногда дедушки и бабушки по отцу и матери. Дети чувствовали себя как дома в любом типи, входившем в эту группу. Они кочевали вместе, но вели раздельное хозяйство и ели по отдельности. Семьи объединялись в более значимые структурные образования – общины (гонки) для защиты от вражеских нападений. Размер общины зависел от престижа их лидеров. Состав гонок не изменялся годами, хотя каждый апач был волен самостоятельно решать, в какой гонке ему быть сегодня. Гонки объединялись в свою очередь, в племя.
В общинах взаимоотношения строились на принципе взаимовыручки. Калека, ленивый, душевнобольной, и т.п. всегда был сыт, если у апачей была еда. Если кто-то из апачей потерял лошадей, соплеменники всегда восполняли его потерю. Каждый понимал, что его жизнь и безопасность зависят от сородичей, которые помогут в трудный для тебя час, если ты живешь, и поступаешь по законам племени, и точно также будешь вести себя по отношению к каждому члену общины, если только тобою не овладеют духи предательства.
Кстати о предательстве в среде апачей, если апач позволил своим родителям голодать или остаться без крова, если он обижал слабых, или осквернил религию, или обманул чье-либо доверие, его изгоняли из племени. У апачей не было тюрем как у белых, и провинившихся, лентяев, трусов, обманщиков просто выгоняли. И изгнанники одного племени, не могли быть приняты в другие племена. И к ним со стороны племенных законов, не было ни какого снисхождения.
Часто апачи оказавшиеся вне племенного закона собирались вместе и совершали грабежи и набеги на родные племена. Зачастую эти апачи порывали с всякими традициями и не знали пощады ни к белым поселенцам, ни к своим братьям индейцам. В бандах изгнанников состояли не только апачи, но и индейцы подобного статуса из других племен, к ним присоединялись белые проходимцы и преступники. Ярко выраженный такого рода сюжет можно наблюдать в любимом нами вестерне «Золото Макены». Услугами бандитствующих апачей и других таких же индейцев пользовались отряды золотоискателей, белых промышленников и дельцов, а также регулярные войска конфедерации, а позднее армии США, которые из их числа формировали подразделения скаутов для работы следопытами. Но в большинстве своем скаутами американской армии становились добропорядочные воины, смирившиеся с присутствием на их земле белых поселенцев.
Так или иначе, жизнь изгнанника тяжела, и эти банды никогда не становились слишком большими, кроме того, они часто вызывали гнев племени, что опять же не служило увеличению их численности.
Система ценностей апачей заключалась в относительном равнодушии к материальным благам, богатству, накопительству. Отношение к материальным ценностям было основным «водоразделом» в их культуре и европейском менталитете. Общество апачей строилось на принципах, как мы видим, равенства справедливости и демократии. Понятие собственности у большинства групп было развито слабо. Охотничьи угодья в равной степени принадлежали всем членам племени, землей и продуктами земледелия владела та община, которая вырастила урожай. У апачей существовала примитивная, но оживленная торговля с соседями и белыми поселенцами, но ее задачей был для апача взаимовыгодный обмен продуктами труда между племенами, а не нажива. Их потребности были настолько скромны, что они не имели даже представления о том, что такое обогащение. В общественном сознании апачей накопительство воспринималось как позорное, недостойное настоящего воина занятие, несмотря на видоизменения, внесенные в эту систему европейским менталитетом. У апачей скряга, прятавший по углам дорогие вещи, презирался всеми соплеменниками от мала до велика и изгонялся из племени. Лидеры и вожди апачей чаще всего были бедны, поскольку традиция предписывала им быть щедрыми. Если апач хотел стать вождем, ему недостаточно было иметь воинские заслуги и ораторские способности. Он обязан был лично помогать вдовам и сиротам, делиться с нуждающимися соплеменниками своим имуществом. Если ребенок апачи склонен к жадности или хватается за свое небольшое имущество, ему начинали рассказывать легенду о презрении и позоре, которым покрывается скупой и плохой человек. Апачи в своей простате отдают все, что имеют родственникам, гостям из других племен или кланов, но более всего бедным и старым, от которых не ждут отдачи.
Несомненно, апачи ценили хорошие вещи (утварь, сбрую, оружие лошадей и пр.), но воину - апачи было не к лицу показывать, что он ставит свою собственность выше, чем друзей, удачу на охоте или боевую славу. Апачи были от природы неуловимыми и умелыми конокрадами, по сравнению с ними цыгане и рядом не стояли. Но не из-за обогащения, а по причине того, что походы за лошадьми были их излюбленным занятием и они ценили сам факт захвата коней у врага и проявленную при этом доблесть, чем численность табуна. Воин, считавшийся по количеству лошадей бедняком, по своему социальному статусу был не ниже того, кто владел целыми табунами. Если же бедняк имел репутацию храброго воина или хорошего оратора, в глазах соплеменников он был намного выше того, кто мог похвастать только лошадьми. И, напротив, стоило «богачу» хоть раз дрогнуть в бою или сказать глупость на совете у костра, его репутацию не могло спасти никакое богатство.
Появление лошади стало решающим фактором, изменившим жизнь кочевников – апачей. Если раньше они медленно кочевали за стадами бизонов, перевозя свое небольшое имущество на себе или на собаках, то с появлением лошадей увеличилось расстояние военных экспедиций, облегчилась охота, и количество домашней утвари стало легче перевозить с места на место.
Первые лошади были завезены в Америку испанскими конкистадорами. Многие из них одичали и превратились в диких – мустангов. У индейцев лошади первоначально вызывали удивление и ужас. И всадника на лошади они воспринимали как единое целое, как монстра. Но вскоре выстрелом из лука они быстро разобрались в своей ошибке и начали осваивать верховую езду. Мустанги, используемые апачами, отличались от американских лошадей небольшим ростов, быстротой и выносливостью и другой пищи кроме травы не знали. По этой причине лошади апачей, да можно сказать всех прерийных индейцев, более приспособлены к длинным путешествиям, чем американские лошади. Для апачи очень была важна масть лошади, поскольку она говорила о скоростных качествах, которым отводилась первостепенная роль. Апачи-чирикахуа считали лошадей белой масти самыми медлительными, а вороных, напротив скоростными, пригодными для войны. Кайова-апачи выбирали в качестве боевого коня лошадь рыжей масти, не приемля вороную. Хикарилла-апачи полагали, что вороной конь с белым пятнышком на лбу отличается умом, быстротой и силой и мене подвержен усталости в бою. Апачи - мимбреньо для боя предпочитали кобылицам коней. Апачи-липан, вообще кастрировали коней, считая, что они после этого будут более выносливы.
Существовало три способа пополнения табуна: покупка, поимка диких лошадей, и воровство у других племен. Поскольку денег у апачей не было, а ловля диких мустангов требовала искусства и удачи, то оставалось наиболее вероятное – кража. Апач мог увести сразу несколько лошадей. В отличие от мустанга краденая лошадь была наверняка объезжена и сама кража считалась подвигом, о котором я намереваюсь говорить ниже.
Помимо языковой речи индейцы-апачи объяснялись при необходимости на языке жестов. Это было удобно при общении между собой во время охоты, либо в боевой обстановке, так и позволяло понимать индейцев, принадлежащих к другим языковым группам. Сообщение передавалось ими с помощью жестов одной или обеих рук. Эти жесты, движения, точный смысл которых знал каждый индеец, помогали партнеру предать довольно сложную информацию. Когда индеец заканчивает свою речь он произносит «хау»- я все сказал. Вот так они жили.