Диктант осенняя прогулка. Осенняя прогулка в парк

Август незаметно сменился сентябрем, и первые шумные дни сменились тихими и ритмичными. За прохладным утром приходит еще по-летнему теплый день, но зной уже не тот, и шуршащих листьев на земле всё больше. Во всем чувствуется осень. Зелени всё меньше, все спешат убрать поля, огородики, сгрести листву. Осенние цветники праздничны, сочны и пышны. Скоро буйство красок красавицы-осени поблекнет и утихомирится, придет непривычная зимняя тишина.

В лесу много багрянца и желтизны. Кроны деревьев покачиваются и еле слышно шелестят, открывая желтое небо. Листва еще густая, и огонь ярких рябиновых гроздьев делает убранство садов еще более нарядным.

Ярко пылают ягоды шиповника в уже поредевшей листве кустарников. Тихо. Лишь изредка хрустнет ветка или вскрикнет птица, испуганная присутствием человека. Невдалеке полуразрушенный мост, под ним, огибая мелководье, спешит речка. Она то бурлива, то спокойна, ее дно неровно, забито корягами и камнями.

Стал ногами в муравейник и потревожил его. Какой ужас. Маленькие злые насекомые меня сейчас съедят! Бегу, на ходу отряхивая эту кусачую мелкоту! Они не терпят вторжения в свое царство. Осень у них - важная пора, надо сделать еще много дел. И пришелец им ни к чему! Оживление муравейника - единственное, что придает этому парку динамику. Всё остальное тихо и спокойно, царственно величаво - оно готовится к новому периоду жизни.

(202 слова)

Грамматическое задание:

  1. Выполните синтаксический разбор предложения: « Лишь изредка хрустнет ветка или вскрикнет птица, испуганная присутствием человека» .
  2. Укажите части речи в предложении: « Бегу, на ходу отряхивая эту кусачую мелкоту! »
  3. Составьте схему предложения: « За прохладным утром приходит еще по-летнему теплый день, но зной уже не тот, и шуршащих листьев на земле всё больше ».

Контрольные работы по русскому языку (4 класс)

1 четверть

Контрольный словарный диктант №1.

Молоко, воробей, ворона, город, корова, мороз, сорока, хорошо, горох, дорога, молоток, солома, оборона, около.

Что объединяет данные слова?

На какие две группы их можно поделить?

Контрольный диктант № 1 « Части речи »

Осенняя прогулка.

Группа школьников осенью ходила в заречный парк. Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод созрели на рябинах.

Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые ёлочки. Из земли бьёт чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегу речки.

В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Эмма угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни.

Радостные ребята вернулись с прогулки.

Грамматические задания:

1.Выписать из текста по два слова на каждую часть речи.

2. Выписать из текста три слова с проверяемой безударной гласной и три слова с парной согласной, рядом напишите проверочное слово.

3. Выпишите из текста два слова: одно - в котором звуков больше, чем букв; второе - в котором звуков меньше, чем букв.

Контрольная работа № 1 «Однородные члены предложения».

1.Спиши, расставь знаки препинания:

Стреляет редко да метко.

В гостях хорошо а дома лучше.

Солнце светит но не греет.

2.Допиши однородные члены предложения. Подчеркните, какими членами предложения они являются:

В саду росли яблоки …… ….. .

Ветер дул ….. ….. .

3. Разобрать слова по составу:

Перевозка, солнышко, подкормка.

Мы, нас, под, ах, через, из-за, ау, из-под, возле, от, и, но.

5. Спиши, расставь знаки препинания. Подчеркни главные члены предложения, подпиши части речи:

Лист покрыл землю пёстрым мягким шуршащим ковром.4

2 вариант.

1. Спиши, расставь знаки препинания:

Сначала думай а потом делай.

Не по словам судят а по делам.

Гуляй но дела не забывай.

2. Допиши однородные члены предложения. Подчеркните, какими членами предложения они являются:

У меня в доме живут кот …… …… .

Ручей журчал …… …… .

3 . Разобрать слова по составу:

Выдумка, работник, перелесок.

4. Спишите, подчеркните предлоги:

Мы, а, нас, под, ах, через, из-за, ау, и, возле, от, но, из-под.

5. Спиши, расставь знаки препинания. Подчеркни главные члены предложения, подпиши части речи:

Лес, задумался и смотрел в бледное но низкое и хмурое небо. 4.

    ЧЕТВЕРТЬ

Контрольная работа № 2 « Склонение имён существительных»

1. Просклоняй существительное тропа

2.Вставь подходящие по смыслу имена существительные, укажи их падеж:

Не подливай ___________ в огонь.

Нет________ без огня.

Новая __________хорошо метёт.

По зёрнышку клюёт и сыта бывает.

Слухом_______________ полнится.

Слова для справок: курочка, масло, метла, земля, дым.

3.Составь словосочетания, употребляя имена существительные в нужном падеже, укажи падеж:

Выставка, посетить; из, окно, смотреть; тишина, наслаждаться; в, отражаться, вода.

4.Выпиши несклоняемые имена существительные:

Окно, метро, пальто, село, кофе, горе, шоссе, число, молоко, какао.

5.В данном предложении обозначь падеж имён существительных. Одно существительное (по выбору) разбери как часть речи:

Сухой листочек на берёзе ждал резкого порыва ветра.

Контрольный словарный диктант №2.

Комбайн, автомобиль, пассажир, прекрасный, хозяйство, вчера, дорога, впереди, библиотека, жёлтый, коллектив, назад, агроном, хорошо, деревня.

Контрольный диктант № 2 «Правописание безударных окончаний имён существительных»

Дельфины.

Однажды рыболов Махмуд вышел в море. К вечеру разыгрался шторм. Волны качали лодку. Махмуд лежал на дне лодки. Он крепко уцепился за спасательный матрас. Огромная волна обрушилась на рыбака. Махмуд выпал из лодки вместе с матрасом.

Наступила ночь. Шторм стал стихать. И вдруг стая дельфинов окружила Махмуда. Один дельфин толкнул головой матрас. Всю ночь дельфины толкали матрас к берегу. Соль разъедала спину. Махмуд стонал от боли и усталости. С вышки заметили стаю дельфинов и человека. Скоро подоспела помощь.

Слова для справок: Махмуд, дельфин, матрас, разыгрался.

Грамматические задания:

    Разобрать по членам предложения, выписать словосочетания.

Огромная волна обрушилась на рыбака.

    Определить склонение и падеж существительного:

На дне лодки ….

Толкали на берег …..

Стонал от боли …..

    четверть.

Контрольный словарный диктант № 3.

Россия, электричество, электростанция, килограмм, инженер, директор, адрес, вокзал, издалека, берег, экскаватор, чёрный, аккуратный, сейчас, суббота.

Контрольный диктант № 3 «Обобщение знаний об имени прилагательном и существительном»

Зимняя ночь в лесу.

По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз. Хлопьями летит мягкий иней. В тёмном высоком небе зажглись яркие звёзды.

Тихо в зимнем лесу. Но и в морозные ночи идёт скрытая жизнь.

Вот хрустнула в чаще мёрзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц-беляк.

Вот по гладкому снегу бежит хорёк за мышкой. Над сугробами пролетают совы. Как сказочный часовой, уселся на голом сучке головастый серый совёнок. В ночной темноте он хорошо видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

Слова для справок: заяц-беляк, видит.

Грамматическое задание:

1. Разобрать по членам:

1-й вариант – первое предложение.

2-й вариант- третье предложение.

2.Определить падеж прилагательных в третьем абзаце.

ТЕСТИРОВАНИЕ.

Ф.И._____________________________________ Класс 4-______ Дата_________

1.В каких словах пишется Ъ?

а) п…ёт, б) с…едобный, в) об…явить, г) об…единения.

2. Найдите слова с приставками:

а) (в)вышине, б) (от)обедать, в) (от)ъехать, г) (от)здания.

3.Найдите лишнее слово:

а) ноч…, б) луч…, в) помощ…, г) молодёж… .

4. Найдите антоним к слову ЯСНЫЙ.

а) холодный, б) светлый, в) тёмный, г) ненастный.

5. Найдите существительное в Р. п.

а)заглянул в дверь, б)сидели около изгороди, в) сорвал сирень, г)купить плащ.

6. Найдите предложения с однородными членами:

А) Ветер играл с колосками пшеницы, ржи.

Б)Корочка льда затянула озеро, пруд.

В) Листья потемнели, ветер их кружит по воздуху.

Г)В знойной степи качается на ветру колос.

7. В каких словах окончание -И?

а) к ладон…, б)к ладошк…, в)на пристан…, г) на сирен… .

8. Укажи слова, в которых звуков больше, чем букв.

а)утренняя, б) олень, в) ясень, г) яблоко.

9. Укажи слова, в которых только глухие согласные звуки:

а) пью, б) сказка, в)тишь, г) резкий.

10. В каких словах окончание –ЮЮ?

а)в могуч…. силу, б)в недавн…. встречу, в) царствующ…. династии, г) в жгуч…. волну.

Самопроверка:

1)б,в,г, 2) б,в, 3) б, 4) г, 5) б, 6) а, 7) а, в, г, 8) г, 9) б, в, 10) б.

    ЧЕТВЕРТЬ.

Контрольный словарный диктант № 4.

Путешествие, шестнадцать, пассажир, электровоз, газета, экскурсия, двенадцать, металл, расстояние, шофёр, здравствуйте, до свидания, жёлтый, комбайн, троллейбус.

Контрольный диктант № 4 «Спряжение глаголов»

Весна в степи.

Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь – кругом всё поля. Ветер гонит волны по зелёному морю пшеницы. Вот речка сверкает на солнце. По обоим берегам её пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей. Пастбища весной в степи покрываются свежей зеленью трав. Шумит камыш на берегу. В тишине слышны разные звуки. Доносится лай собак, хлопанье кнута чабана и жалобный плач ягнят. В болотцах пробуют голоса лягушки. Звуки этой степной жизни сливаются в большой оркестр.

Грамматическое задание:

1.Определите время, спряжение, лицо, число глаголов: светит, сверкает, пробуют, шумит.

2. Разобрать глагол ВЗГЛЯНЕШЬ 3 , как часть речи.

3. Разберите по составу слова: жалобный, голоса, гонит, камыш.

Контрольное изложение.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок. Ему было страшно броситься в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на краю. Его сносил ветер. От страха малыш закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, выкарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном море.

Грамматическое задание:

Подумайте, как лучше озаглавить текст?

Слова для справок: пингвинёнок, маленького, купаются, броситься,выкарабкался.

«Контрольные диктанты. Осенняя прогулка. Группа школьников осенью ходила в заречный парк. Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод созрели на рябинах. Ребята по лесной тропинке...»

Контрольные диктанты.

Осенняя прогулка.

Группа школьников осенью ходила в заречный парк. Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод созрели на рябинах.

Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые ёлочки. Из земли бьёт чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегй речки.

В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Эмма угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни. Радостные ребята вернулись с прогулки.

Грамматическое задание.

1. Подчеркнуть грамматическую основу

1 вариант - 5 предложение

2 вариант - 7 предложение

2. Разобрать слова по составу: 1 вариант: осинки, угостили

2 вариант:берёзки, ходила

3. Выписать из текста 2 слова с безударной гласной, написать проверочные слова.

Контрольный диктант по теме « Однородные члены предлжения».

Медвежонок.

Выгнали однажды охотники из берлоги медведицу. А в берлоге кто-то кричит. Вытащил Геннадий Григорьевич из берлоги медвежонка. До деревни он нёс малыша в куртке.

Медвежонок оказался очень любопытным. На окне стояли цветы. Малыш зацепился когтями, потянул горшок зубами. Тот покачался и упал. Цветок оказался кисленьким и сочным. Из кучи земли выполз толстый и аппетитный червяк. Он полз, извивался. Червяк тоже был вкусным.

Охотник погрозил малышу пальцем. Медвежонок спратался за печку и ворчал.



Грамматическое задание.

1.Разбери предложение по членам предложения, составьте его схему.

Из кучи земли выполз толстый и аппетитный червяк.

Составьте и запишите предложене, используя однородные члены:

1- текла, извивалась, блестела

2-подберёзовики, рыжики, волнушки

Контрольный диктант (за 1 четверть).

Ночные охотницы.

Наступил тихий вечер. Он принёс прохладу. Я сидел на ступеньках крыльца и смотрел на солнце.Огненный шар садился за горизонт. На деревьях перекликались золотистые иволги. На дорожку выпрыгнули лягушки. Я сидел тихо. Лягушки вышли на охоту. Одна из них прыгнула на ступеньку крыльца. Тёплые стуепньки привлекали мошек, букашек, мотыльков. Лягушка тихо шлёпала по настилу крыльца. Розовым язычком она мгновенно хватала свою добычу.

Грамматическое задание.

1.Разбери предложение по членам предложения, выпиши словосочетания,составьте его схему.

1 вариант:4 предложение

2 вариант:5 предложение

Разобрать по составу слова: тенистые, дорожки, охраняли.

Контрольный диктант по теме « Склонение имён существительных».

Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружились над родным болотом.Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны.

Журавли летели над лесами,полями, шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря.В глухом лесу птицы остановились на отдых.

На востоке показалась ранняя зорька.Чуткие журавли уже проснулись.

Скоро взойдёт яркое солнце.Мы услышим прощальные голоса птиц.Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли!

Грамматическое задание:

1.Разобрать первое предложение третьего абзаца по членам предложения, выписать словосочетания, составить схему.

2.Определить падеж существительных во втором абзаце.

Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных».

Дельфины- наши друзья.

Однажды рыболов Махмуд вышел в море. К вечеру разыгрался шторм. Волны качали лодку.

Махмуд лежал на дне лодки. Он крепко уцепился за спасательный матрас.Огромная волна обрушилась на рыбака. Махмуд выпал из лодки вместе с матрасом.

Наступила ночь. Шторм стал стихать. И вдруг стая дельфинов окружила Махмуда. Один дельфин толкнул головой матрас. Всю ночь дельфины толкали матрас к берегу. Соль разъедала спину. Махмуд стонал от боли и усталости.

С вышки заметили стаю дельфинов и человека. Скоро подоспела помощь.

Слова для справок: Махмуд, дельфин, матрас, разыгрался.

Грамматическое задание:

1. Разберите предложение по членам, выпишите словосочетания.

Огромная волна обрушилась на рыбака.

2. Определите склонение и падеж существительных в словосочетаниях:

остался без лодки, толкали на берег, стонал от боли

Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе».

Доброе дело.

Погода переменилась. К утру вся окрестность была окутана густым туманом. Подул резкий ветер. Затрещал мороз.

Инна и Геннадий пошли в соседнюю деревню на большой праздник. На празднике было весело. Дети возвращались домой довольные. Они шагали по зимней дороге. Редко по краям попадались деревья.Ветви были покрыты снегом.

Вдруг Гена увидел двух птичек. Птички погибнут от мороза. Надо взять их домой.

Ребята принесли птиц домой. Они оживут. Инна и Геннадий сделали доброе дело.

Грамматическое задание:

1.Определи падеж существительных в трёх последних предложениях второго абзаца.

Разбери по составу слова: лежали, зимней, снегом

Контрольный диктант за 1 полугодие.

Старая волчиха жила в лесу под корнями большой ели. Землю она покрыла мягким мхом и сухими листьями. На мху лежали три забавных волчонка. Малыши любили выбегать на волю. Они там играли, боролись, кувыркались. Потом зверьки ложились около ёлки и грелись на солнышке. Их удивляло и пугало всё.

С раннего утра до позднего вечера голодная волчиха бродила по лесу. Она внимательно осматривала местность и домой возвращалась с добычей. Волчиха была заботливой матерью, а её малыши всегда сыты.

Слова для справок: внимательно, осматривала, возвращалась.

Грамматическое задание:

1.Разобрать предложение: указать граммаическую основу, части речи: 1 вариант - 1 предложение, 2 вариант - 8 предложение

2.Указать склонение и падеж существительных в: 1 вариант - 1 предложение, 2 вариант - 8 предложение.

3.Разобрать слова по составу:

1 вариант: солнышко, листьями, старая 2 вариант: волчиха, корнями, голодная

Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода».

Зимняя ночь в лесу.

По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз. Хлопьями летит мягкий иней. В тёмном высоком небе зажглись яркие звёзды.

Тихо в зимнем лесу. Но и в морозные ночи идёт скрытая жизнь.Вот хрустнула в чаще мёрзлая ветка.Это пробежал под деревьями заяц-беляк.

Вот по гладкому снегу бежит хорёк за мышкой. Над сугробами пролетают совы. Как сказочный часовой, уселся на голом сучке головастый серый совёнок. В ночной темноте он хорошо видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

Слова для справок: заяц-беляк, видит

Грамматическое задание:

1. Разбери по членам предложение: 1 вариант - 1 предложение, 2 вариант - 3 предложение

2. Определи падеж прилагательных в 3 абзаце.

Контрольное списывание по теме «Падежные окончания имён прилагательных в единственном числе».

Медведь - известн... хищн... живтное. Это могуч... и ловк..., осторожн... и опасн... зверь.Тело лесн... богатыря покрыто длинн... густ... шерстью. Как тёпл... шубой одето.Окраска медвежьей шерсти бур... цвета. У медведя больш... голова на коротк... толст... шее, маленькие глазки. Ушки небольшие, кругл... формы. Ноги у медведя короткие и толстые. При ходьбе его часто называют косолапым. Лапы сильные, с голой ступнёй. Голые подошвы дают возможность ходить тихо. Даже веткой не хрустнёт. Когти на лапах длинные, острые и очень короткие.

Грамматическое задание:

1. Определи падеж имён прилагательных в 3, 4, 6 предложениях

2. Разбери по составу слова: длинной, маленькие, тёплой

Контрольный диктант.

Ты был ранним утром на лугу? Взошло солнце.Луг заблестел. По всей окрестности разливались запахи цветов и трав.Вьётся цепкий душистый горошек.Сладким медком пахнет розовый клевер. Белеют крупные ромашки с золотой серединкой. Ползают по былинкам муравьи,жучки, божьи коровки.Порхают над цветами лёгкие бабочки.Наш пёс Барбос бегает за ними. Над лугом льются звонкие голоса птиц. Я люблю с друзьями бывать на лугу. Ляжешь на траву, слушаешь пение птиц,смотришь на голубое небо и радуешься. Как хорошо!

Грамматическое задание:

1. Найти грамматическую основу предолжения, выписать словосочетаняе: 1 вариант-5 предложение, 2 вариант-9 предложение

2.Найти в тексте имена прилагательные, подчеркнуть

3. Поставить словосочетания 1 вариант молодой лес в р.п., в д. п., 2 вариант - зелёная трава в т. п., п.п.

Контрольный диктант по теме «Изменение глаголов по временам», « Неопределённая форма глагола».

Деревья растут для всех.

Бабушка вернулась из леса с большой корзинкой. Мне интересно пошарить в ней. Там и мята, и сочные рыжики, и кисточки вкусной брусники. Я начал развязывать концы тряпичного язычка.Из него стремились выползти мягкие лапки маленькой лиственницы. Бабушка попросила принести лопату. Мы стали срезать крапиву и копать яму для малышки. Теперь надо аккуратно поместить деревце в яму, закопать и полить! Сверху остался торчть только жёлтенький носик.

Я не переставал спрашивать бабушку, сможет ли вырасти большим моё дерево. Она попросила не называть лиственницу своей. Бабушка объяснила, что дерево растёт для всех. Для птиц, для людей, для солнца, для речки.

Грамматическое задание:

1. Выпишите из текста глаголы в прошедшем, настоящем времени и глаголы в неопределённой форме.

2.Разберите 1 предложение по членам и составьте схему.

3. Разберите по составу слова: лапки, витаминный, попросила

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Напиток из сосны.

Где только не встретишь красавицу сосну! В бору красноватые стволы колоннами уходят в небо. На болоте чудом растут чахлые деревца. Сосну встретишь на песках, на скалах, над оврагами.

Это редкое по выносливости растение приносит большую пользу человеку. Много продуктов получают из сосны. Ты сам можешь приготовить чудесный витаминный напиток из сосновой хвои.

Берёшь свежую хвою, моешь, заливаешьтёплой водой.

Даёшь хвое постоять в прохладном месте. Через два часа процеживаешь и добавляешь в настой капельку уксуса, сахар. Напиток готов. По количеству витаминов он превосходит лимонный сок.

Грамматическое задание:

1. Определи время, спряжение, лицо,число глаголов: приносит, растут, моешь, получают

2. Разберите по составу слова: чудесный, заливаешь, уходят.

Контрольный диктант по теме «Глагол».

Весенний гам.

Грянул весёлый майский гром.С разных сторон полились мощные потоки звуков и затопили весенний лес. Всё вокруг зазвучало.

Мрачно бормочут обычно молчаливые совы. Робкие зайчишки кричат резкими и громкими голосами.В тёплых после дождя лужах урчат сонные лягушки. В нагретой солнцем парной чаще пропищал первый комар.У лесного ручья около черёмухижужжат пчёлы.

Окрестности наполнены криками,свитами, песнями. Одни песенки прилетели с перелётными птицами. Другие родились в местном лесу. Повстречались весенние песенки и радостно звенят с раннего утра до позднего вечера.

Гремит весенний гам!

Грамматическое задание:

1. Разбери как часть речи слово пробегают

2.Разбери 5 предложение по членам предложения.

Итоговый контрольный диктант.

Звери торопятся.

Июльская ночь в два с половиной раза короче дня. Большинство зверей ведут ночной образ жизни. В это время года у них много дел.

У барсучат уже прорезались глазки,окрепли коготки.На хребте поднялась жёсткая шёрстка.Настала пора их лесным наукам обучать.Сегодня нужно наведаться на овсяное поле.По пути проверить муравейники.

У лисы своя учебная программа. Лисята уже прыгают. Всю семью кумушка ведёт в поле.

Ёжик и его потомтсво семенят по опушке. Коротка летняя ночь!

Грамматическое задание:

1.В 5 предложении подчеркнуть грамматическую основу, укажи части речи.

2.Разбери как часть речи слово: у белки

Проверочное списывание.

Дружи с книгой!

Какое чудо самое удивительное на свете?Это книжка! В книжках живут сказки, рассказы, удивительнве истории. В книге прячутся и море, и корабли, и ветер, и сказочные герои.

Были перед нами только белые страницы. Вдруг появилось бурное море, ветер надувает паруса, поднимаются могучие воолны. Помогут нам увидеть чудо волшебные знаки- буквы. Страницы книграссказывают нам об отважных героях, о влшебстве, о далёкой старине. Дружи с книгой!

С этим файлом связано 75 файл(ов). Среди них: shkola_2100_4klass.rar , russkij_6_klass-fgos.docx , rp_pravo_11kl.docx , rabochaya_programma_po_informatike_6_klass_fgos_20.doc , rabochaja_programma_russkij_jazyk_5_klass.doc , rabochaja_programma_po_istorii_7_klass.docx , rabochaja_programma_po_fizike_9_klass_purysheva_2_.rar , rabochaja_programma_po_fizike_8_klass_purysheva_2_.rar , rabochaja_programma_po_fizike_11_klass_purysheva_2.rar , rabochaja_programma_po_fizike_10_klass_mjakishev_5.rar и ещё 65 файл(а).
Показать все связанные файлы
Русский язык.

Входной контрольный диктант №1.

Осенняя прогулка.

Группа школьников осенью ходила в заречный парк. Покраснели осинки, пожелтели березки. Гроздья ягод созрели на рябинах.

Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растет пушистый ельник. Зеленеют молодые елочки. Из земли бьет чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли веселый костер на берегу речки.

В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Сережа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Эмма угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни.

Радостные ребята вернулись с прогулки.

Грамматические задания:

1.Выпиши из текста три слова с проверяемой безударной гласной и три слова с парной согласной , рядом с каждым словом напишите проверочное.

2.Выпишите из текста два слова: одно- в котором звуков больше, чем букв; второе- в котором звуков меньше, чем букв.

Контрольный диктант №2 по теме: «Предложение».

Зайчик.

Зайчик родился летом, у него сразу были открыты глаза. Шёрстка у зайчика была серая и пушистая. Зайчиха приказала зайчонку лежать тихо и никуда не бегать, а сама ушла за кормом. Малыша кормила родная мать и другие зайчихи. Скоро зайчик окреп, вырос, начал есть сочную траву и бегать по лесу. Он познакомился с птицами и лесными зверьками. В густой траве и кустах зайчик прятался с птицами и лесными зверьками. Так зайчишка жил и не тужил, а затем наступила осень.

(По Г. Скребицкому)

Грамматические задания:

1.Найдите сложное предложение и разберите его по частям речи и членам предложения.

2.Выпишите из текста три слова с безударными гласными, проверяемыми ударением, припишите три родственных слова.

3.Выполните фонетический разбор слов глаз, мать.

Контрольный диктант №3 по теме: «Однородные члены предложения».

З олотой дождь.

Шумит в лесу золотой дождь. Все лето листочки подставляли солнцу свои ладошки, щёчки, спинки. Они пропитались солнцем и стали золотистыми.

Летят, скачут, плывут листья. Позолотили они дорожки и тропинки. Ёлочки жёлтыми и бордовыми листочками украсились. Грибы под листиками спрятались.

Пришла осень. Зашумел в лесу золотой дождь. Полетели листочки иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Весело и быстро кружит ветер яркое и пёстрое лесное золото.

Грамматические задания:

1.Выпишите предложение с однородными второстепенными членами предложения и разберите его по частям речи и членам предложения.

2.Выпишите из предложения два словосочетания с вопросами.

3.Выполните фонетический разбор слова.

Контрольный диктант №4 по теме: «Части речи».

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.

Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились. (70 слов)

По И. Соколову – Микитову

Слово для справки: краснее т.

Грамматическое задание 1. Выписать предложение: вариант 1 – с однородными членами, вариант 2 – сложное.

2. Разобрать слова по составу: вариант 1 – ранняя, подберёзовики, грустно, вариант 2 – холодная, подосиновики, медленно.

3.Сделать звуко – буквенный разбор слова: вариант 1 – берёз, вариант 2 – гриб.

4*. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.

Контрольный диктант №5 по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе».

Как мужик убрал камень.

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.

Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывести их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. (104 слова)

По Л. Толстому

Слова для справок: ег о, тысяч , пре дложил.

Грамматическое задание 1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3 – го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.

2. Выполнить звуко - буквенный разбор слова: вариант 1 – его, вариант 2 – шесть.

3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 – (за) выдумку, вариант 2 –инженеров.

Контрольный диктант №6 за I полугодие.

Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.

4) изменился животный мир

15. В тексте есть сложные слова. Найди их и запиши 2-3 сложных слова.

_____

16. Какой частью речи является встретившееся в 1 предложении слово«пора» ?

________________________________________________________________

Какой другой частью речи может быть слово «пора»? ________________________________________________________________

Придумай предложение, в котором оно будет этой частью речи.

________________________________________________________________

17. В тексте есть слово «земля» . Напиши, когда в соответствии с правилами русского языка оно будет писаться с заглавной буквы.

18. Что в этом тексте совпадает с тем, что ты узнал на уроках «Окружающего мира»? Приведи два примера.

1) ____________________________________________________________

2) _____________________________________________________________

19. Объясни, как ты понимаешь выражение «охотничье-промысловые животные»

Перечисли 3-4 таких животных ___________________________________________

20. Ты помнишь, что сестра сказала, что животные приспособились зимовать, а брат с ней не согласился. Кто же из них, по-твоему, прав?

Приведи два объяснения того, почему ты так думаешь.

1) ____________________________________________________________

2) _____________________________________________________________

Номинация:

«Осенние прогулки»

Методическая разработка для начальных классов:

Экскурсия для школьников

«Осенняя прогулка в парк»


Макарова Ирина Витальевна

МБОУДОД «Станция юных техников»

г. Альметьевск Республика Татарстан

Описание работы: Методическая разработка экскурсии на осеннюю тематику. Материал предназначен для педагогов дополнительного образования и воспитателей групп продлённого дня при проведении внеклассных мероприятий на свежем воздухе. Данный материал ориентирован на учащихся младшего школьного возраста. Приро­да способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи, с чем закладываются основы воспитания к окружающе­му миру, желание любить и понимать природу. Прогулки и экскурсии в природу таят в себе много полезного для развития внимания и наблюдательности детей, стремления проникнуть в тайны природы.

Цель: наблюдение за осенними изменениями природы и формирование безопасного поведения на природе.

Задачи:
1. Развивать навыки доброжелательного взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формировать умение действовать сообща.
2. Развивать наблюдательность, формировать навыки безопасного поведения в окружающем мире природы и во время игр.
3. Закреплять представление детей о растительном мире ближайшего природного окружения, знакомить с названиями деревьев, растущих в парке.

4. Закреплять представления детей об изменениях в природе.

Предварительная работа

Знакомство с названиями деревьев (берёза, рябина, клён, сосна, ель, дуб) показать гербарий этих растений, познакомить с плодами и листьями этих растений.

Знакомство с грибами, которые произрастают в наших лесах.

Провести инструктаж по технике безопасности во время экскурсии.

Домашнее задание: подготовить приметы и пословицы про осень.

Ход экскурсии

    Подготовительная часть

Педагог: Ребята, сегодня нас с вами ждёт экскурсия в наш городской парк. Мы отправимся не просто на прогулку, а в прекрасное царство природы.
Сбор детей, путь в городской парк или пришкольный двор

Беседа перед экскурсией: давайте вспомним как нужно вести себя в лесу.

Раздаю детям знаки «Правила друзей природы».

Дети по очереди показывают знаки и объясняют:

Нельзя ломать ветки

Разорять муравейники

Трогать насекомых руками

Рвать цветы

Сбивать мухоморы

Разжигать костёр

Мусорить).

Молодцы, ребята! Теперь мы смело можем отправляться в путь.

Посмотрите, как красиво!

Мы в волшебный парк попали,

Мы в нём раньше не бывали.

Полон сказок этот парк,

Очень много здесь чудес!

Педагог:

Какое сейчас время года? (Осень)

Ребята, давайте вспомним признаки осени. (Часто идут дожди, солнце мало греет, стало холоднее, птицы улетают в тёплые края.)

Осень - щедрая хозяйка года, дарит нам разнообразие овощей и фруктов, грибов и орехов. Умело золотит листву, вышивает тонкой паутинкой и приветливо встречает нас лучиком осеннего солнца.

Педагог: Ребята, посмотрите вокруг! Как вы думаете почему осень и «унылая пора» и в тоже время «очей очарованье»?

Ответы детей.

Педагог : А давайте вспомним, какие ещё стихи об осени Вы знаете?

Кто может нам их рассказать?

Дети читают стихи об осени.

Педагог : Молодцы, ребята! Красивые стихи Вы нам прочитали. Давайте поаплодируем!
Аплодисменты чтецам.

Педагог: Ребята, если Вы внимательно слушали наших чтецов, то наверняка обратили внимание на основные признаки осени, встречающиеся почти в каждом стихотворении. Давайте их ещё раз вспомним и назовём их, при этом сделаем соответствующие наблюдения.
(Дети перечисляют основные признаки осени, наблюдают их в природе.)

Педагог : А теперь проверим наше домашнее задание (приметы и пословицы про осень).

Примерные ответы детей

Педагог: Давайте поиграем. Я буду говорить, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Раз, два, три - повернись, в деревцо превратись.

Наши руки - гибкие веточки, (качают руками).

Тело – стройный ствол, (проводят по телу ладонями сверху вниз).

Пальчики - листочки (пальцы расставляют, шевелят ими).

Ноги – корни крепкие (ноги расставляют на ширину плеч).

Но вот подул ветерок – задрожали листочки. Ветер подул сильнее – заколыхались веточки. Еще сильнее ветер – закачался ствол.

Молодцы, ребята!

Педагог: А теперь предлагаю работать группами по 5-7 человек.
(Делимся на три группы и отгадаем 3 загадки)


Письмами летят крылатки

На дорожки и площадки

И не знает почтальон

Для кого их пишет...

(Клён)

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

(Берёзка)


Ягода красна,

Да не так вкусна,

А пришел мороз.

Сахарку принес.

Педагог: Послушайте названия своих команд:

первая группа – кленовые листья,

вторая группа – берёзовые,

третья группа – рябиновые.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОМАНД - «НАЙДИ СВОЁ ДЕРЕВО».

Каждой команде необходимо найти своё дерево. (Ребята выполняют задание.)

Педагог: Молодцы! Все команды быстро и точно определили своё дерево. Теперь вы должны представить небольшую информацию о дереве.

Информация 1:

БЕРЁЗА - распространена по всей территории Российской Федерации. Испокон веков использовали в качестве лекарственного и косметического средств. Кора, серёжки, листья, сок - оказывают благоприятное воздействие на организм человека и на энергетику человека, который находится рядом с ним.

Информация 2:


КЛЁН - сок этого дерева вкусен, в старину из него выпаривали сахар. Из древесины изготовляют многие музыкальные инструменты, как: кларнеты, флейты и ложки, ковши, резные и точёные сосуды, рукоятки ножей, подшипники и другие ответственные детали простейших машин. Тяжёлая и плотная древесина, крепкая и твёрдая. Хорошо обрабатывается режущими инструментами. В лечебных целях используют листья, побеги, настой и отвар листьев также оказывают лечебное действие. При порезе - прикладывают чистые измельченные листья к ране.

Информация 3:

РЯБИНА - небольшое дерево семейства розоцветных относится к роду листопадных морозостойких кустарников. Встречается в лесных и лесостепных областях. Лекарственным сырьем являются плоды. Они содержат сахара, кислоты, спирт, горькие дубильные вещества, витамины А, С, Р и жирное масло. Издавна на Руси она пользуется большим почетом. В осенние дни, когда лес роняет свой желтеющий лист, особенно красиво выглядят полыхающие красным багрянцем тяжелые гроздья рябины на фоне ее темнеющих перистых, ажурных листьев. Гроздья рябины - лакомство птиц. Плоды издавна применяли для повышения аппетита, обладают противоцинготным, легким слабительным, мочегонным, вяжущим, противовоспалительным и кровоостанавливающим действием.

Педагог: Умницы, все команды справились с заданием. А теперь немного вспомним о грибах и начнем викторину.

ВИКТОРИНА «ГРИБЫ»


    Кто носит шляпку на ноге? (Гриб).

    Бывают грибы съедобные, а бывают - ... (Несъедобные).

    Самые красивые ядовитые грибы. (Мухоморы).

    Самые питательные грибы. (Белые грибы, или боровики).

    Грибы, имеющие особый рыжевато-оливковый цвет. (Рыжики).

    Соседи березы. (Подберезовики).

    Чаще всего они растут под осиной, но встречаются под березами и дубами. (Подосиновики).

    Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора. (Бледные поганки).

    Больше всего подходят для засолки. (Грузди).

    Розовый гриб, хорош в засолке. (Волнушка).

    Съедобные грибы, которые выращивают круглый год. (Шампиньоны).

    Какие растения не имеют корней, стеблей и листьев? (Грибы).

    Как называются семена грибов? (Споры).

    Как по-другому называют гриб боровик? (Белый гриб).

    Какие «дружные» грибы похожи на зонтики со своими тонкими ножками и пикантными желтоватыми шляпками? (Опята).

    Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки).

Педагог: Отлично, все команды справились с заданием. Мы набрались энергии и положительного заряда. Осенью краски природы особенно выразительны. Теперь собираем опавшие листочки деревьев. Любуясь их формой и цветом, сделаем букеты.

Листьев жёлтых, листьев красных, Много в эти дни. Посмотрите, как прекрасно. Выглядит они


Можно сделать замечательные аппликации из осенних листочков

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна.

Закрепление :
Все команды отлично справились с заданиями.

Беседа «Что вам понравилось?», «Что вам запомнилось?», повторить основные правила поведения в лесу. Теперь настало время набрать листьев для гербария. Желательно, чтобы у вас все листья были разные.

Домашнее задание: сделать гербарий.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Маневцова Л. М. «Мир природы и ребенок». СПб, 1998 г. В. Орлова «Живой букварь» 45 с.

2. Бесова М.А. « В школе и на отдыхе» познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Ярославль « Академия К», 1998 г.- 235 с.

3. Сладков Н. « В лес по загадки»: Фотокнижка, Рис. Т. Капустиной; М., 1983 г. – 95 с.

4.Соколов – Микитов И.С. « В лесу» , М.,1989 – 95 с.