Некая таинственная субстанция, эманация человеческой души. Значение слова эманация Животная эманация

Но все же едино с ней. Наука учит, что эволюция физиологически является видом зарождения, где зародыш, который развивается в утробный плод , уже до того существует в родителе, причем развитие и конечная форма, и особенности этого зародыша устанавливаются в природе; и что в космологии этот процесс осуществляется бессознательно посредством соотношения элементов и их различных составляющих. Оккультизм отвечает, что это лишь кажущийся порядок, настоящий процесс является Эманацией руководимой разумными Силами в соответствии с непреложным Законом. Следовательно, поскольку оккультисты и теософы полностью верят в учение об Эволюции, как оно дано Капилой и Ману, они скорее эманационисты, чем эволюционисты. Доктрина Эманации некогда была всеобщей. Ей учили как александрийские, так и индийские философы, египетские, халдейские и эллинские Иерофанты, а также евреи (в своей Каббале и даже в "Бытии"). Ибо лишь вследствие преднамеренно неправильного перевода еврейское слово асдт в Септуагинте переведено как "ангелы", тогда как оно означает Эманации, Эоны: точно так же, как у гностиков . Действительно, во "Второзаконии" (XXXIII, 2) слово асдт, или ашдт, переведено как "огненный закон", тогда как правильный перевод этого отрывка должен быть "из его правой руки исходил (не огненный закон, но) огонь в соответствии с законом"; т.е. огонь одного пламени передается и подхватывается другим, словно по следу легко воспламеняющейся субстанции. Именно это и есть эманация. Как показано в "Разоблаченной Изиде": "В Эволюции, как теперь начинают понимать, во всей материи предполагается существование импульса к достижению более высокой формы, - предположение, ясно выраженное Ману и другими индусскими философами самой седой древности. Древо философов иллюстрирует это в случае растворения цинка. Разногласия между последователями этой школы и эманационистами можно коротко выразить следующим образом: эволюционист прекращает все исследования у пределов "Непознаваемого", эманационист же верит, что ничто не может эволюционировать (be evolved) - или, согласно значению этого слова, выйти из утробы, родиться - если оно сперва не было запроектировано (been involved), тем самым указывая, что жизнь, прежде всего, происходит от духовной силы."

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Оккультисту и чела нет надобности объяснять разницу между Энергией и Эманацией. Санскритское слово «Шакти» непереводимо. Это может быть Энергией, но происходящей сама собою, а не вследствие действительной или сознательной воли того, кто ее производит. «Первородный», или Логос, не есть Эманация, но Энергия, присущая Парабрахману, Единому, и совечная с Ним. «Зохар» говорит об эманациях, но приберегает это слово для семи Сефиротов, которые эманируют из первых трех – образующих одну триаду – Кэтер, Хокма и Бина. Что касается этих трех, «Зохар» объясняет разницу, называя их «имманациями», чем-то присущим, одновозрастным с постулируемым предметом, или, другими словами, «Энергиями».

Одни только эти «Помощники», Ауфаним, получеловеческие Праджапати, Ангелы, Зодчие под Водительством «Ангела Великого Совета» вместе с остальными Строителями Космоса других народов, – могут объяснить несовершенство Вселенной. Это несовершенство является одним из аргументов Тайной Науки в пользу существования и деятельности этих «Сил». И кто знает лучше, чем некоторые философы наших цивилизованных стран, как близок к истине был Филон, приписывая происхождение зла примеси низших сил в формировании материи, и даже в формировании человека – задаче, доверенной божественному Логосу.

ЭМАНАЦИЯ (от позднелат. emanatio – истечение, распространение; греч. ἀπόῤῥοια, προβολή, πρόοδος) – философское понятие... Новая философская энциклопедия

  • эманация - орф. эманация, -и Орфографический словарь Лопатина
  • эманация - Эманация, эманации, эманации, эманаций, эманации, эманациям, эманацию, эманации, эманацией, эманациею, эманациями, эманации, эманациях Грамматический словарь Зализняка
  • ЭМАНАЦИЯ - ЭМАНАЦИЯ - Em, исторически первое название элемента радона. ЭМАНАЦИЯ (от позднелат. emanatio - истечение, исхождение) - центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое) к низшим, менее совершенным. Большой энциклопедический словарь
  • Эманация - I Эмана́ция (позднелат. emanatio - истечение, распространение, от лат. emano - вытекаю, распространяюсь) в античной идеалистической философии и особенно в Неоплатонизме - распространение избыточной полноты абсолютного бытия за собственные пределы. Большая советская энциклопедия
  • Эманация - (позднелат. emanatio, от лат. emano - вытекаю) - в религиозной философии термин, обозначающий истечение, излучение из божественного начала всего многообразия мира. Краткий религиозный словарь
  • эманация - Эманации, ж. [латин. emanatio] (книжн.). 1. только ед. Истечение чего-н. откуда-н., появление чего-н. в результате выделения из чего-н. более сложного. 2. То, что возникло, появилось в результате такого истечения. 3. только ед. Большой словарь иностранных слов
  • эманация - ЭМАНАЦИЯ -и; ж. [лат. emanatio]. Книжн. Истечение, излучение, выделение чего-л. откуда-л. Э. энергии. Э. ионов из радиоактивной породы. Э. газа. ◁ Эманационный, -ая, -ое. Э-ая способность. Э-ое месторождение. Э. метод. Э-ая теория. Толковый словарь Кузнецова
  • эманация - -и, ж. книжн. Истечение, излучение, выделение чего-л. откуда-л. [лат. emanatio] Малый академический словарь
  • эманация - ЭМАН’АЦИЯ, эманации, ·жен. (·лат. emanatio) (·книж.). 1. только ед. Истечение чего-нибудь откуда-нибудь, появление чего-нибудь в результате выделения из чего-нибудь более сложного. 2. То, что возникло, появилось в результате такого истечения. Толковый словарь Ушакова
  • эманация - эманация I ж. 1. Тонкое, светящееся излучение, исходящее (согласно оккультно-теософским представлениям) от человека, животного и предметов физического мира. 2. Истечение творческой энергии божества как объяснение происхождения мира (в древнеримской философии). II ж. Старое название радона. Толковый словарь Ефремовой
  • эманация - сущ., кол-во синонимов: 5 выделение 80 излучение 27 истечение 12 радон 4 эманирование 2 Словарь синонимов русского языка
  • Довольно часто слова и выражения из научного и философского оборота попадают в разговорную речь. Там они могут кардинально поменять свое значение, вплоть до противоположного. Так, например, произошло со словом «эманация». Его часто употребляли русские писатели в весьма ироничном смысле, например Салтыков-Щедрин. Когда он писал о том, что находясь в обществе, не следует портить воздух, он иносказательно говорил об «эманациях заднего двора». Да и в других случаях многие полагают, что эманация - это запах. Поэтому данное слово произносят в одной фразе с глаголом «ловить». В смысле, «поймать запах» или веяние, исходящее откуда-нибудь.

    Но каково же истинное значение этого термина? Попробуем провести небольшое расследование.

    Перевод и научные трактовки

    И в самом деле, если мы откроем латинский словарь, то обнаружим, что эманация - это слово, означающее истечение и распространение чего-либо. Энциклопедии и научные толкования говорят нам, что речь идет о каком-то веществе или явлении, которое, возникая, стало таким вследствие истечения откуда-либо. Еще один смысл слова "эманация" - это выделение каких-то элементов из более сложной субстанции. Поэтому в физике данный термин применяется в теории так называемого С точки зрения этой концепции, эманация - это когда особые вещества в процессе такого разложения испускают лучи или выделяют газы. В химии такого названия удостоился элемент радон, хотя сейчас в основном так именуют его изотопы.

    Компьютерные игры

    Популярное слово не осталось и без внимания геймеров. Например, эманация - это элемент онлайновой стратегической игры-фэнтези «Небеса». С помощью данного артефакта участники могут изготавливать предметы. Поскольку в этой игре есть несколько культов или классов персонажей, то и эманаций существует соответственное количество. Они носят разные названия. Например, «эманация хаоса» - наиболее популярная среди игроков - является частью такого артефакта, как «совершенная реликвия Разрушителя». Есть и другие подобные элементы. «Эманация любви» относится к так называемому культу Девы. Ее можно получить, разобрав «совершенную реликвию» одноименного класса. А «эманация силы» относится к культу Защитника. Все эти можно купить, обменять на «бриллианты» или же получить, разбирая «совершенные реликвии».

    Происхождение термина

    Впервые появилось это слово в античной стали употреблять его, пытаясь определить происхождение нашего мира из единого божественного Универсума. Иными словами, того, как бытие попало с небес на землю, и почему оно приобрело именно такой вид. Даже вышеописанная онлайновая игра имеет некоторое, хотя и очень опосредованное отношение к этой первоначальной концепции. Недаром она называется «Небеса». Элементы понятия «эманация» можно найти еще в досократической философии. Когда Демокрит или Эмпедокл задумывались о том, как происходит процесс познания, они полагали, что всякий объект испускает некоторые «образцы», копии, которые воздействуют на чувства человека и, таким образом, вызывают ощущение «модели» в голове субъекта. Переходная концепция данной теории появилась у Платона и Аристотеля.

    Классики античной философии

    Связь эманации с происхождением мира появляется опосредованно в термине «апорройя». Он принадлежит Платону и тоже означает «выделение». Как известно, греческий философ представил мир в образе своеобразной пирамиды, на вершине которой находится понятие «Благо». Оно словно бы испускает или излучает из себя само бытие и возможность понимания всего существующего. Благо порождает мир идей, своеобразными «эманациями» которых являются вещи этого мира. Аристотель же относит смысл этого термина к понятию особого рода энергии. Божественный универсум, с точки зрения Ареопагита, это Перводвигатель. Он излучает энергию, которая, распространяясь из первоисточника, словно «заводит» весь механизм Вселенной.

    Развитие понимания термина

    Традиция платонизма, сложившаяся в античной философии, породила специфические школы мышления. Их представители создали очень стойкую метафору теории эманации, понимаемой как исхождение из некоего неисчерпаемого источника, который постоянно продуцирует нечто, но остается вечным. Например, они сравнивали Универсум с началом реки, которое порождает воды, но не иссякает. Или с солнцем, испускающим лучи, но не теряющим света. Несколько больше развили это понимание стоики уже в эпоху Древнего Рима. Они взяли греческое понятие «Логос» за творческую первооснову мира. Стоики считали, что этот «изначальный огонь» испускает свое дыхание - пневму - которая, постепенно остывая и охлаждаясь, порождает органическую природу.

    Однако всемирную известность данному термину обеспечили неоплатоники. Они же создали и современное философское значение слова. Один из крупнейших представителей этой школы - Плотин - представил Абсолютное Благо, Универсум как источник творческой энергии, находящийся в постоянном преизбытке. То есть, Благо настолько исполнено своей креативностью, что постоянно переполняется ею. Истекающая из Универсума творческая энергия создает наш мир непроизвольным и естественным образом. Однако чем дальше удаляется от своего источника этот божественный свет, тем более он меркнет и слабеет, пока не гаснет совсем. Поэтому и мир делится на различные уровни - согласно своей близости к первоначалу. Чем дальше от источника - тем меньше блага и, соответственно, больше зла (которое является недостатком добра). Таким образом, эманация в философии - это, прежде всего, концепция утраты совершенства в процессе ступенчатого излияния энергии Абсолюта, вплоть до небытия, под которым в неоплатонизме понимается материя.

    Восприятие христианства

    Неоплатоническая теория изначально противостояла новой, нарождающейся в Римской империи, религии. В христианстве творение мира через акт Божьей воли было концепцией, абсолютно противоположной идее «естественного истечения» блага вследствие природы Универсума. Ведь Библия полагает, что все, созданное Яхве - «хорошо весьма», а испорченность - это следствие нарушения воли Господа. Однако позже теория эманации была в некоторых своих элементах позитивно воспринята христианскими мыслителями и апологетами. К примеру, идею «оскудевания блага» в творении и зла как недостатка добра развил Фома Аквинский, основав на этом католическую теодицею. Он же рассуждает о том, что Бога можно постепенно познать через его творения, ссылаясь на тот же принцип. ввел теорию эманации в канон христианской веры и создал трактат
    о небесной иерархии.

    Мистические и неортодоксальные трактовки

    Идея ступенчатого излияния блага и энергии в мир с их постепенным охлаждением и оскудением не только сделалась популярной, но и стала предметом споров. Ее разделяли многие мистические течения христианства и ислама, а также неортодоксальные, так называемые еретические направления. К примеру, понятие эманации было очень популярно в античном гностицизме, но здесь оно смешивается с христианской концепцией непослушания Богу и выпадения из высшего мира «плеромы». Такое диссидентское христианское движение, как катаризм, в лице одного из своих лучших философов, Джованни де Луджио, сохранило платоновскую метафору о солнце, испускающем лучи, но в то же время возразило, что такой свет может оскудевать в своем свечении. Недаром в Евангелии сказано, что речь идет не о земном сиянии, а о таком, которое «тьма не объемлет». Как бы там ни было, концепция эманации прочно вошла в парадигму европейской культуры и стала частью современной философии, литературы и даже эзотерики. На основе данной теории построил свои взгляды, к примеру, Карлос Кастанеда.

    позднелат. emanatio - истечение) - термин неоплатонизма, фиксирующий онтологический вектор перехода от семантически и аксиологически высшей сферы универсума к менее совершенным. Идея Э. генетически восходит: 1) к характерным для сократической натурфилософии гносеологическим моделям, основанным на презумпции истечения из объекта своего рода модельных копий (eidola), вызывающих при пространственно-временном контакте с органами чувств соответствующие ощущения (Эмпедокл, Левкипп, Демокрит и др.); 2) к семантической фигуре Блага в философии Платона, иррадиирующего и бытие как таковое (греч. aporroia - распространение), и его имманентный смысл, делающий возможным его познание (ср. с исходной семантикой Софии в античной культуре); 3) к аристотелевскому пониманию распространения энергии, продуцируемой перводвигателем и последовательно приводящий в движение все уровни универсума; 4) к стоической концепции истечения творческого Логоса как "первоогня", пронизывающего своими потоками - огненной пневмой - все бытие, вплоть до "холодной" неорганической природы. В рамках системы неоплатонизма Э. мыслится как следствие онтологической, энергетической и творческой избыточности Единого (Блага) как первоосновы мира, проявляющейся в его непроизвольно-естественном и имеющем креационный потенциал излиянии вовне (ср. с креативной семантикой "сперматического логоса" в стоицизме): "представляй себе источник, который не имеет уже другого начала, но который отдает себя всем потокам, не исчерпываясь этими потоками, а пребывая спокойно сам в себе. Представляй себе также, что истоки из него, прежде чем протекать каждому в разных направлениях, пребывают еще вместе, но каждый как бы уже знает, куда пойдут его течения, и представляй себе жизнь огромного древа, обнимающего собою все, в то время как начало его пребывает везде неизменным и нерассеянным по всему древу и как бы расположенным в корне. Это начало, стало быть, с одной стороны, дает древу всеобъемлющую многообразную жизнь, с другой же стороны, остается самим собой, будучи не многообразным, а началом многообразия" (Плотин). (В более позднем гностицизме идея спонтанности Э. будет трансформирована в идею Э. как сознательно целеположенного волевого акта, актуализирующего исходное желание "дерзости" - tolma.) Согласно неоплатонизму, соотношение между Единым (Благом) и низшими уровнями бытия управляются двумя фундаментальными закономерностями: во-первых, неизменностью (неубыванием) Блага в процессе Э. и, во-вторых, возвращением творческой потенции обратно к Благу, благодаря волевому импульсу преодоления оторванности от истока: у Плотина это фиксировано постулатом "восхождения к Единому" и передается термином "экстаз", у Прокла в "Первоосновах теологии" формулируется тезисом: "все, первично движущее само себя, способно возвращаться к самому себе" (ср. с концепцией любви и красоты у Платона, основанной на гносеологической фигуре "припоминания" душой созерцаемых некогда в мире идей совершенных форм и неудержимом "эросе" - стремлении - к ним при узнавании их в сотворенном). Таким образом, Э. понимается в неоплатонизме как нисходящее движение ("истечение от верховного светоча"), предполагающее обратный вектор восходящего экстаза, что позднее в рамках теизма будет переосмыслено как излияние отцовской любви Творца на творение (вектор вниз) и неизбывная сыновья любовь твари к Творцу (вектор вверх) и задаст в контексте мистики идею стремления души к воссоединению с Богом как своим источником: "искра Божья" в душе человеческой и ее "устремление к соединению с Божественным светом" у Амальрика Бенского в христианстве; "капля, стремящаяся в океан" у ал-Газали в исламе и т.п. Парадигма Э. (в отличие от парадигмы творения) снимает проблему теодицеи: наличие зла обусловливается семантически вытекающей из идеи Э. иерархией совершенства мироздания (поскольку каждый последующий уровень Э. как порождение Единого отличается меньшей степенью совершенства по сравнению с предыдущим, поскольку зло есть не что иное как недостаток (в экстремуме - отсутствие) блага. Концепция Э. глубоко повлияла на эволюцию европейской культуры, войдя в качестве фундаментальной идеи в христианский канон ("Ареопагитики" и трактовка Духа Святого в Символе веры) и оказав принципиальное содержательное воздействие и на развитие теологии как в апофатической (Э. как непостижимый след трансценденции), так и в катафатической (Э. как основа принципа "аналогии бытия", открывающего для познания путь постижения Бога через постижение его творения) ее версиях, и на развертывание европейской философской традиции, задав специфическое структурное оформление как средневековым схоластике (Иоанн Скот Эриугена) и мистике (Экхарт), так и актуализирующей божественность человека гуманистической философии Ренессанса (Николай Кузанский, Бруно). Наряду с семантическим влиянием концепции Э. на европейскую культуру, могут быть зафиксированы ее следы и в символической системе последней, - прежде всего, это касается световой символики, красной нитью прошедшей сквозь весь семиотический ряд культурных универсалий Европы и изначально восходящий к фундировавшей эманационную модель неоплатонизма метафоре Платона, сравнивающей иррадиирующее Благо с излучающим свет Солнцем ("Государство", VI). Всеобъемлющая световая символика неоплатоников имманентно входит в систему символов христианства, фундируя собою как теологическую (линия Псевдо-Дионисия Ареопагита), так и мистическую традиции: душа праведника, преисполненная любви к Господу, метафорически фиксируется в образе светильника с огнем внутри (например, у Бернара Клервоского), свет которого стремится к воссоединению с источником света. Символы света характерны также и для иудаизма: явление Яхве Моше "из среды огня" (Танах), концепция индивидуальной души как искры, стремящейся к воссоединению с Божественным светом в хасидизме (ср. с христианским амальриканством). Аналогично - в ортодоксальном исламе (кораническая сура "Солнце"); в концепции ишракийа (арабск. "ишрак" - сияние), где Бог мыслится как эманирующий свет ("Сияющий" у Сухраварди); символико-метафорическая система суфизма фиксирует в качестве ценностей "свет реальной веры, свет искренней преданности, свет мудрости, свет милосердия, свет повиновения, свет понимания и бездонный свет таухид" (Абу-л-Хасан-Харакани), а состояние единения души мистика с Абсолютом (таухид) передает посредством универсально распространенной метафоры бабочки, сгорающей в пламени свечи. Световая символика лежит в основе практически всех дуалистических вероучений, центрирующихся вокруг семантико-аксиологической оппозиции темного и светлого начал, символизирующих, соответственно, материальный субстрат и Бога, прозреваемого сквозь мрак материи: зороастризм, манихейство, гностицизм и др. (см., например, гностическое понятие Pistis Sophia, отождествленное со светом). В когнитивной сфере метафора света использовалась для обозначения истинного знания (Э. как истечение бытия и одновременно его умопостигаемого смысла, освещающего мир Божьим светом); начиная с Ренессанса, метафора света как знания и образованности прочно входит в светскую культуру (см. этимологию понятия "Просвещение").

    Ироническое выражение «ловить эманации» знакомо практически каждому. Но что именно требуется уловить? Чтобы понять все нюансы этого сложного понятия, необходим экскурс в историю философии.

    В переводе в латыни слово «эманация» означает «истечение» или «исхождение». Поэтому сейчас мы можем назвать эманациями разные эффекты, происходящие от определенного источника - например, свет или запах. Например, Салтыков-Щедрин в рассказе «Наш дружеский хлам» писал: «Как люди благовоспитанные, мы являемся в наши салоны не иначе, как во фраках, и очень хорошо понимаем, что, находясь в обществе, не имеем права тревожить чье-либо обоняние эманациями нашего заднего двора».

    Но философский термин «эманация» связан с определенной мировоззренческой концепцией и восходит к трудам неоплатоников (в частности, Плотина). В рамках этой идеи первоосновой мира является Единое начало, воплощающее в себе абсолютное благо. Энергия этого начала настолько избыточна, что оно активно излучает ее вовне. Этот процесс ее рассеивания - эманация - одновременно и является процессом творения нашего мира. При этом очень важно понимать, что данный процесс - не акт воли некоего Творца, как в Библии, а совершенно непроизвольное действие: всеблагое Единое начало испускает эманации так же естественно, как горящая свеча распространяет вокруг себя свет.

    При этом, как свет, удаляясь от источника, становится все менее ярким, так и божественная эманация, рассеиваясь в материальном мире, заметно слабеет

    «… И представляй себе жизнь огромного древа, обнимающего собою все, в то время как начало его пребывает везде неизменным и нерассеянным по всему древу и как бы расположенным в корне. Это начало, стало быть, с одной стороны, дает древу всеобъемлющую многообразную жизнь, с другой же стороны, остается самим собой, будучи не многообразным [само], а началом многообразия» - писал античный философ Плотин, основатель неоплатонизма.

    При этом, как свет, удаляясь от источника, становится все менее ярким, так и божественная эманация, рассеиваясь в материальном мире, заметно слабеет. А значит, мир делится на разные уровни по степени своей близости к изначальному совершенству. Поэтому проблема наличия зла во Вселенной в этой концепции решается просто и изящно: зло - это закономерный и естественный недостаток добра, который проявляется по мере удаления от единого Блага. Тем самым концепция эманации противоположна теории эволюции: если эволюция подразумевает постепенное приближение к совершенству, прогресс, то эманация, напротив, говорит нам о первоначальном совершенстве, которое постепенно утрачивается. Впрочем, в более поздних философских концепциях эманация стала обозначать и обратное явление - стремление несовершенной человеческой души к божественному первоначалу.

    Про эманацию пишет в своих работах и мистик Карлос Кастанеда. В его представлении эманации - это энергии, которыми пронизан наш мир. Эти энергии также порождены первопричиной всего сущего - Орлом. А человек представляет собой кокон, наполненный «пойманными» эманациями, которые находятся в пределах его восприятия. Но при этом лишь малая часть существующих эманаций доступна нашему сознанию.

    У эманации есть своего рода эквивалент и в физике. В 1899 году английский ученый открыл новый элемент - инертный газ, обладающий радиоактивными свойствами. Ученый назвал свое открытие «эманацией» и присвоил газу химический символ Em. Но это название долго не продержалось - вначале газ переименовали в нитон (от латинского слово niteo ― блещу, сверкаю), а в 1923 году он стал называться радоном.

    Как говорить

    Неправильно: «Я - за эманацию от диктата норм и предрассудков». Правильно: «За эмансипацию»

    Правильно: «Талантливый поэт чутко улавливает космические эманации»

    Правильно: «Он харизматик - я почувствовала его эманации сразу, как вошла»